СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рефлексивный отчет по результатам исследования LESSON STUDY "Влияние диалогического обучения на повышение активности учащихся 4 класса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчёт по проведенному исследованию в 4 классе. Командная работа учителей начальных классов по проблеме "Влияние диалогического обучения на повышение активности учащихся 4 класса" 

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по результатам исследования LESSON STUDY "Влияние диалогического обучения на повышение активности учащихся 4 класса"»

Анализ работы по проекту «LESSON STYDI»

Исследование по проблеме «Влияние диалогического обучения на повышение активности учащихся 4 класса» с использованием подхода Lesson Study

В 3 четверти 2021-2022 учебного года проводился цикл исследования «Lesson Study» в 4 классе. Тему исследования вывели из результатов собеседования с учителями работающими в этом классе и из результатов анкетирования учащихся.

Беседа с учителями начальных классов Решетник Н.П. – математика, рус.яз, познание мира, , Мысник Н.Г. – естествознание, художественный труд, Абраменко М.И. – музыка, Липперт Н.А. - ИКТ и учителем-предметником Брославец Е.В. – анг.яз и анкетирование учащихся класса показали, что интерес у большинства учащихся 4 класса к учебе низкая учебная мотивация. Учитель Мысник Н.Г. окончила уровневые курсы уровня «Лидерство учителя в школе»

Сразу были определены учащиеся трех уровней А, В, С.

Ученик А (Решетник С зачастую скучает, так как материал урока ориентирован больше на «дотягивание» слабых учеников. Ученик уровня В (Галимов А) проявляет активность только на тех предметам к которым имеет интерес (это устные дисциплины), а слабый ученик С (Агинтаев Д), не успевая за темпом урока, теряет интерес. Ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Обучение в классе идет с ориентацией на среднего ученика. Поэтому мы решили поменять подход в преподавании от традиционного к интерактивному. Для того чтобы сильные ученики в полной мере проявили свои лидерские качества, а слабые учащиеся чувствовали себя полноценными и равноценными участниками учебного процесса тем самым поднять учебную мотивацию всех учащихся.


Цель исследования:

  1. применяя приёмы диалогового обучения, активизировать деятельность всех учащихся на уроках;

  2. Повысить учебную мотивацию и вызвать интерес учащихся к предметам;

  3. повысить уровень знаний учащихся.


Задачи:

- расширить круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за собственную работу и работу своей пары или группы группы; научить детей работать вместе, дружно; привлечь внимание слабых учеников к работе и их заинтересовать в конечном результате обучения, научить детей самооцениванию и взаимооцениванию.


Ожидаемый результат:

  1. подтвердить, что групповая работа, основанная на диалоге, влияет на повышение активности учащихся на уроках;

  2. воспитывается сотрудничество;

  3. формируется адекватная самооценка ученика;

  4. повышается мотивация в учении.


Методы сбора данных:

  1. Наблюдение за учащимися 4 класса.

  2. Беседа с классным руководителем.

  3. Анкетирование учащихся.

  4. Интервьюирование учащихся.

  5. Фото и видеосъемка деятельности учащихся на уроке.

В Lesson Study принимает участие фокус-группа учителей, которые преподают разные предметы в данном классе:

Решетник Н.П. – матем, рус яз, познание мира

Мысник Н.Г. – естествознание, художественный труд

Абраменко М.И. - музыка

Липперт Н.А. - ИКТ

Брославец Е.В. – английский язык

За основу работы по исследованию урока был взят труд «Lesson Study: руководство» Пит Дадли

Группа начала свою работу с обсуждения имеющихся проблем в классе и результатов наблюдения за учащимися на уроках. Наблюдение и анкетирование проводилось во 2 четверти, а основная работа по обсуждению и анализу результатов этой работы проводилась на зимних и дополнительных каникулах с 4 по 16 января 2022 года.

Совместно составляющая работа: планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документирование своих выводов. Совместное детальное планирование позволило учителям создать уроки с интенсивным применением новых стратегий диалогического обучения, применение форм познавательной деятельности, обсуждение критериев успеха исследуемых учащихся.

В 4 классе в 2021-2022 учебном году обучалось 6 учащихся. Из их отличников - 1, хорошистов - 2, троечников 3. Самый сильный ученик по всем предметам Решетник София, самый слабый по всем предметам обучения - Агинтаев Д. Средним учащимся является Галимов А. Он хорошо успевает по таким дисциплинам как познание мира, литературное чтение, естествознание и имеет низкие показатели по казахскому языку, математике, русскому языку, английскому языку.

Исследуемые ученики:

Ученик А – способная девочка с очень хорошей успеваемостью по всем предметам. Имеет устойчивые познавательные способности, уровень учебных интересов высокий. Но имеет неуверенность в своей правоте и часто без одобрения со стороны учителя не начинает новое дело. Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества.

Ученик В имеет среднюю успеваемость по всем предметам, но чаще всего он старается сам выполнить задание только по тем дисциплинам, где не испытывает трудностей, редко проявляет активность в обсуждении урока. Проявляет средний уровень развития общих интеллектуальных способностей.

Критерии успешности: научить не только самому проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки.

Ученик С имеет очень слабые учебные способности, так как не его не интересуют науки. Домашние задания готовит лишь изредка. Интересуется только спортом. На уроках активность вообще не проявляет. Его не интересует процесс обучения.

Критерии успешности: привлечь к работе в группе, повысить мотивацию ученика.

Проведение и применение подхода Lesson Study позволило учителям применить 5 модулей программы. На всех уроках учли групповую и парную форму работ. Чтобы в результате применения диалогического обучение с использованием инструментов критического мышления привело. Так как при групповой форме работы учащиеся активно взаимодействуют друг с другом, каждый вовлечен в учебный процесс, а при диалогическом обучении они совместно приобретают знания, учатся задавать друг другу вопросы, отвечать на них, производить взаимопроверку. Такие формы работы помогают ученикам в совместной работе раскрыться и самореализоваться.

Главной задачей учителей является поддержание активности, интереса и движения всех групп учащихся на всех уроках и на всех этапах каждого урока.

Именно подход Lesson Study позволил выявить, что учащиеся не всегда свободно выражают свои мысли, а тем более генерируют новые идеи и информацию. Ученики лучше всего помнят и объясняют то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. В процессе диалогического обучения и живого общения, происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой кругозор и приобрести уверенность в своей значимости.

Роль учителей состояла в том, что они:

  1. направляли усилия учеников в определенное русло;

  2. создавали условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  3. давали учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  4. подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Проведение опроса исследуемых учащихся и совместное обсуждение наблюдателей, представление результатов использования подхода Lesson Study позволяют видеть учителям, как нужно построить следующие уроки, какие приёмы и методы обучения применить, чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках и получить лучшие результаты.

Например, ученица А старалась организовывать работу в группе, направлять и помогать ребятам находить ответы на вопросы и выполнять сложные задания путем объяснения условия, тем самым она развивала в себе уверенность и лидерские качества.

Ученик В предпочитал работать самостоятельно, индивидуально. Ранее не имея навыков работы в группе, он стал активно участвовать в обсуждении практической работы над постером и диаграммой Венна, выполнения творческих заданий, решения проблемных задач. На уроке английского языка оказывал помощь товарищу по паре. Это показывает его рост в коммуникативном плане.

Наблюдая за учеником С на уроке математики и русского языка языка, учителю были даны рекомендации: определить роль для ученика в группе, что поможет ему готовиться тщательно к урокам и активнее работать на уроке, так как он несет ответственность за работу группы. Совместно выполнение творческого домашнего задания пробудили у ученика С желание готовить подобные задания самостоятельно.


Итоги обсуждения уроков вносили в таблицу.

Запись обсуждения по итогам урока LS1 (математика)

Вопросы

Ученик А

Ученик B

Ученик C1

Какого прогресса

достиг каждый из

учащихся?

Был ли он

оптимальным?


Пока не осознала значимость пользы совместной работы в группе, но были попытки взять инициативу на себя

Пытался распределить роли в группе, организационные мероприятия помешали выполнить часть заданий

Был пассивен, но при этом не мешал работе группы.

Какие

результаты показывают

другие учащиеся в

представляемых ими группах?


Не все ученики проявили активность при работе в группе, выполняли задания по алгоритму. В погоне за количеством выполненных заданий забыли про качество работы и правилах работы в паре и группе

Работа в группе не слаженная, не было диалога между членами группы, каждый выполнял задание самостоятельно

В групповой форме взаимодействия не участвует, Ученики работали, не обращая на него внимание

Как помогал или мешал

внедряемый метод

(возможно, то и

другое)?


Проявляя своё превосходство в знаниях не смогла организовать слаженную работу. Это отразилось на конечном результате работы группы

Применение групповой формы работы помогло выявить равнозначность партнерства в группе

Ждал готовых ответов, отсиживался за спинами других.

Какие были

неожиданности?


После первого неверного ответа слабого учащегося, перестала привлекать его к работе

Ученик гиперответственно отнёсся к роли лидера группы и не дал проявить себя другим участникам

После первого же задания группа оставила его в покое. Больше не привлекала к работе

Какой аспект(-ы)

метода обучения

нуждается в

последующем

корректировании для повышения

результатов каждого из учащихся

Научить правильно распределять роли в группе, вовлекая в процесс обучения всех членов группы, в том числе слабых

Проработать правила работы в группе и паре для эффективного внесения вклада каждого в общий труд

Объяснение личной роли участника в выполнении общего дела

Запись обсуждения по итогам урока LS 2 (литературное чтение )

Вопросы

Ученик А

Ученик B

Ученик C1

Какого прогресса

достиг каждый из

учащихся?

Был ли он

оптимальным?


Делает попытки преодолеть своё стеснение задавать вопросы при всём классе. На вопросы дает полные ответы, создает ситуацию успеха. В работе группы на в отдельных заданиях старается брать инициативу на себя.

Предмет ему нравится, с удовольствием отвечает устно на вопросы низкого порядка, но при этом может прокомментировать свой выбор, в паре и в группе на творческом задании проявлял инициативу

На уроке пассивен, почти не проявляет интереса к участию в работе группы -выполняет роль наблюдателя. Не осознает, что конкретно он не понимает, не может сформулировать правильно вопрос и ответ

Какие

результаты показывают

другие учащиеся в

представляемых ими группах?


Не все ученики проявили активность при работе в группе, выполняли задания по алгоритму.

Работа в группе не слаженная, не было диалога между членами группы, , каждый старался проявить лидерские качества и единолично выполнить задание для группы

В групповой форме взаимодействия не участвует, (со стороны кажется, что не понимает членов группы). Ученики работали, не обращая на него внимания и не ожидая от него помощи.

Как помогал или мешал

внедряемый метод

(возможно, то и

другое)?


В лице своих сотоварищей нашла слушателей для озвучивания своих идей тем самым не дала возможности проявить им себя

Применение групповой формы работы помогло выявить, какие приемы нужно применить для активного участия группы для развития таких качеств как сопереживание за других и понимание, что успех группы зависит от каждого

При защите результатов работы в группе, учителю пришлось вовлекать в диалог и интересоваться его мнением, для того, чтобы он задумался над ответом и тем самым почувствовал, что необходимо быть участником выполнения коллективного задания

Какие были

неожиданности?


Предполагалось, что она будет помогать другим и распределять нагрузку в работе на всех членов группы, но делала задания в основном сама, не показывая другим своё превосходство, а, наоборот, объясняя свои действия

Отрицательный результат работы в группе по отдельному заданию помог осознать членам группы, что работать в группе надо в диалоге, сообща, чтобы получать положительный результат

При публичном представлении результата работы группы сделал попытку высказать свое мнение , которое оказалось ошибочным.

Какой аспект(-ы)

метода обучения

нуждается в

последующем

корректировании для повышения

результатов каждого из учащихся

Научить правильно распределять роли в группе, вовлекая в процесс обсуждения всех членов группы, обязательно слабых

От задания к заданию менять его роль как участника группы

Определить обязательную посильную роль в группе.













Запись обсуждения по итогам урока LS3 (английский язык)

Вопросы

Ученик А

Ученик B

Ученик C1

Какого прогресса

достиг каждый из

учащихся?

Был ли он

оптимальным?


Оказывала поддержку слабому ученику в составлении текстового задания. Выстраивала подмостки для членов своей группы

Смог проявить себя при составлении предложений на английском языке как лидер группы

Прислушивался к работе других членов группы и смог повторить ответ за лидером группы

Какие

результаты показывают

другие учащиеся в

представляемых ими группах?


Не все ученики проявили активность при работе в группе, выполняли задания по алгоритму.

Участники прислушивались к его мнению, но вносили свои коррективы, пока слаженности в работе было мало во время диалога

Ученики активно работали, привлекая его на финальной стадии выполнения для озвучивания готового ответа

Как помогал или мешал

внедряемый метод

(возможно, то и

другое)?


Организация парной работы и в группе помогает стать наставником для слабого учащегося при выполнении заданий и получать от этого моральное удовлетворение

Применение групповой формы работы помогло выявить, какие приемы нужно применить для активного участия группы для развития таких качеств как сопереживание за других и понимание, что успех группы зависит от каждого

Помог привлечь ребенка к участию на финальной стадии групповой работы

Какие были

неожиданности?


Отдала право выступить от группы слабому учащемуся, осознавая риск провала в выступлении

Остальные члены группы проявили полную пассивность при выполнении некоторых заданий

После упорства согласился выступить от имени всей группы

Какой аспект(-ы)

метода обучения

нуждается в

последующем

корректировании для повышения

результатов каждого из учащихся

Научить правильно вести себя в роли лидера, вовлекая в процесс обучения всех членов группы от самого начала выполнения заданий

Проработать правила работы в группе

Определить обязательную роль в группе.



Запись обсуждения по итогам урока LS4 (русский язык)

Вопросы

Ученик А

Ученик B

Ученик C

Какого прогресса

достиг каждый из

учащихся?

Был ли он

оптимальным?


Проявляет инициативу, но при этом спрашивает мнение других

Прислушивается к мнению лидера группы, вносит посильный вклад в общее дело

Слушает ответы других, по их просьбе подбирает варианты правильных ответов

Какие

результаты показывают

другие учащиеся в

представляемых ими группах?


При задании исследовательского характера все участники активны, в том числе слабые с подачи сильных

Проявляют инициативу в исследовательской работе, активно высказывают своё мнение

Ученики стараются вовлечь в работу слабого, давая легкие задания ему

Как помогал или мешал

внедряемый метод

(возможно, то и

другое)?


Организация парной и групповой работы повысило самооценку слабого учащегося

Помог понять значимость вклада каждого участника в общем деле как фактора хорошего общего результата

При защите результатов работы в группе, смог дать правильный ответ и получил одобрение со стороны других участников группы.

Какие были

неожиданности?


Проявила толерантность к ошибкам слабого и помогла тактично их исправить

Снял с себя роль лидера

Согласился выполнить все просьбы других участников группы

Какой аспект(-ы)

метода обучения

нуждается в

последующем

корректировании для повышения

результатов каждого из учащихся

Учить мотивировать всех участников группы к лидерству, перераспределение ролей

Предлагать задания разных уровней сложности для поднятия самооценки учащегося как члена группы

Поддержание у учащегося ответственности за свою роль в группе



Запись обсуждения по итогам урока LS5 (естествознание)

Вопросы

Ученик А

Ученик B

Ученик C1

Какого прогресса

достиг каждый из

учащихся?

Был ли он

оптимальным?


Дает полные ответы, создает ситуацию успеха, берет инициативу на себя. Активна на всех этапах урока, оказывает консультативную помощь с доказательствами в выполнении формативной работы

Хорошие знания по предмету, с удовольствием работал по анализу текста, адекватно оценивает свои возможности, составляет вопросы, оценивает работу группы, видны задатки лидера

Извлек из материала урока положительные черты ученика применимо к себе, т.е. провел анализ и оценку своей роли в группе. И возможность внести вклад в общий успех

Какие

результаты показывают

другие учащиеся в

представляемых ими группах?


Все ученики проявили активность при работе в группе, выполняли задания ФР вместе с обсуждением. Наиболее слабый ученик часто ошибался, но сильные ученики объяснили в чем его ошибка .

Работа в группе не слаженная, не было конструктивного диалога между членами группы, так как два ученика одновременно проявляли лидерские качества и отстаивал свою позицию как правильную

В групповой форме взаимодействия участвует, но только если знает ответ на вопрос. При обсуждении только слушает, Ученики группы привлекают его к работе, он вписывает ответы в листок ФР

Как помогал или мешал

внедряемый метод

(возможно, то и

другое)?


Организация парной работы и в группе помогает стать инициатором обсуждения и поиска верного решения заданий, брать инициативу в свои руки, приобрести уверенность и некую свободу

Применение групповой формы работы помогло выявить, какие приемы нужно применить для активного участия группы для развития таких качеств как сопереживание за других и понимание, что успех группы зависит от каждого

При выполнении общей работы в группе, ученик всё ещё надеялся, что работу сделают другие, но группа привлекла его к работе, для того, чтобы он задумался над ответом и тем самым почувствовал, что необходимо быть внимательным на уроке

Какие были

неожиданности?


Предполагалось, что она будет помогать другим и распределять нагрузку в работе на всех членов группы, но она предложила другому учащемуся взять роль лидера на себя, тем самым проявил качество мудрого лидера

Результат работы в группе помог осознать членам группы, что работать в группе надо в диалоге, а не в навязывании своего мнения другому. Т.е рассматривать все точки зрения на решаемую проблему

В ходе выполнения групповой работы уже стал предлагать свои варианты ответов и идеи ,но при этом смеялся.

Какой аспект(-ы)

метода обучения

нуждается в

последующем

корректировании для повышения

результатов каждого из учащихся

Учить проявлять лидерские качество и уверенность в суждениях в разных сменных группах.

Включить в содержание урока индивидуальные, дифференцированные задания, с повышенной степенью сложности.

Внушить важность и серьёзность его личного вклада в общий труд.



Анкетирование до проведения LS.

Анкетирование после проведения LS.





Итоговое анкетирование учащихся показало, что по окончании проведенного нами исследования у ребят уже наблюдается положительная динамика в том, что они, отвечая на вопросы выявили и свои слабые стороны: новый материал не всегда возможно усвоить и выполнить индивидуально, а зачастую нужна помощь. Отметили, что не всегда могут свободно рассуждать, а при решении заданий каждому из них требуется помощь своих одноклассников которые могут замечать то, что они упускают, хотя в анкетировании перед LS большинство сказали, что помощь в обучении им не нужна. Приятно осознавать, что ребята в ходе этой серии уроков смогли проанализировать свои возможности и сделать выводы. Так же стоит отметить, что ребята смогли оценить свою работу и работу одноклассников адекватно.

В интервью после серии уроков установлено следующее:

Ученик С отметил, что «Работа в группе хороша потому, что в трудную минуту ребята помогали друг другу и объясняли то, что непонятно».

Ученик В отметил, что для него не имеет значения, с кем он работает. Ему нравится такая работа, как сам процесс и, объясняя своему напарнику условие задания, он лучше усваивает этот материал.

Ученица А указала на то, что «Работа в группах – это возможность сблизиться с одноклассниками в общении и улучшить отношения, помогая друг другу» . Она учит не бояться задавать вопросы друг другу.

Слова, что они вместе делают одну работу помогает лучше понять, о том, что позволяет говорить о том, что групповая и парная работа дает результат, который наглядно видят учащиеся.


Обучение в сотрудничестве развивает детей, так как они знакомятся с разными точками зрения других учеников, учатся высказывать свое мнение, приводить аргументы, защищать свои идеи и идеи группы.

Создание коллаборативной среды способствовало лучшему усвоению информации, активному участию в процессе обучения друг друга и одновременно всех детей, положительно повлияло как на уровень мотивации к изучению отдельного предмета, так и общей учебной мотивации.

На этом основании можно сделать вывод, что нашими учениками сделаны первые шаги к саморегулируемому обучению.

Исходя из потребностей членов фокус-группы в течение проведения уроков с использованием подхода Lesson Study учителя приняли участие в коучингах «Lesson Study как способ совершенствования практики обучения» и «Постановка SMART-целей урока», «Роль «Lesson Study» в повышении учебной мотивации».

Для ознакомления родителей учащихся 4 класса с проводимыми мероприятиями в классе была проведена встреча учителей фокус-группы с родителями. Родители адекватно восприняли и оценили текущую ситуацию в классе и высказали желание оказывать помощь учителям для повышения учебной мотивации их детей. Родители получили рекомендации, выработанные при проведении Lesson Study.

Для представления результатов проведенного исследования мы провели коучинг-сессию «Совершенствование методики обучения через Lesson study», целью которого было знакомство учителей школы с методикой проведения подхода Lesson study, основанного на обучении учеников методами диалога.

Проведение коучинга является завершающим звеном исследования по теме: «Как диалоговое обучение влияет на повышение активности учащихся 4 класса с использованием подхода Lesson Study»

Тематика коучинга выбрана с целью дальнейшей реализации подхода в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы.

Коллеги осознали, что дает использование возможностей Lesson Study в своей учительской практике:

• увидеть процесс обучения в мельчайших деталях;

выявить наиболее проблемные зоны учащихся каждого уровня;

• увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали;

• выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными;

Выяснить какие формы и приёмы диалогового обучения наиболее приемлимы в начальном звене;

• планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества.

При анализе проведенных исследований учителя выработали рекомендации для работы с классом:


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С КЛАССОМ


  • шире применять на уроках групповую и парную работу как основу диалогического обучения;

  • при формативном оценивании учащихся не указывать на ошибки а отмечать успехи.

  • осмысленное чтение в начале урока (жужжащее чтение - на уроках литературного чтения);

  • введение в практику читательских посиделок во внеурочное время;

  • при работе в группе обязательное чтение текстов хорошо подготовленным учеником;

  • применение приемов и стратегий критического мышления;

  • через чтение и восприятие текста научить ставить вопросы низкого и высокогопорядка;

  • рекомендовать в качестве домашнего задания включать подготовку вопросов с ответами по тексту;

  • чаще использовать на уроках диалог «ученик – учитель», «ученик – ученик» ;

  • рекомендовать родителям постоянно контролировать подготовку домашних заданий детьми и чтение дополнительной художественной литературы;

  • рекомендовать родителям установить ограничение на пользование детьми гаджетами во внеурочное время.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!