СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Реформаторский курс П.А. Столыпина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составлена преподавателем истории Н.Н. Прозоровой, предназначена для реализации процесса обучения в учреждениях НПО и СПО.Перед современным преподавателем истории уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения студентами опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные компетенции, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни.При этом знания, приобретаемые в дискуссии, становятся для каждого студента лично значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Просмотр содержимого документа
««Реформаторский курс П.А. Столыпина»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУРСАВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ « ИНТЕГРАЛ»



















Методическая разработка открытого урока

«Реформаторский курс П.А. Столыпина»





















с. Курсавка

2018 г.

Пояснительная записка



Перед современным преподавателем истории уже целое десятилетие стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения студентами опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные компетенции, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни.

При этом знания, приобретаемые в дискуссии, становятся для каждого студента лично значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.

Понятно, что такая трудная задача требует от студента мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных компетенций. Развиваются способности студентов к восприятию, сопереживанию.

Современный преподаватель истории практически на каждом занятии использует элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого студента на ту или иную историческую проблему.

На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом студенты овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для жизни.

Тема. «Реформаторский курс П.А. Столыпина»

Цели занятия

  • дальнейшая реализация идей сотрудничества преподавателя и студентов;

  • формировать ключевые компетенции, включающие в себя способность и готовность в области:

- образования

обеспечить усвоение студентами основных направлений реформаторского курса П.А. Столыпина; выявить суть, значение и последствия аграрной реформы; дать оценку политической деятельности П.А. Столыпина;

- развития

осуществлять поиск информации, интерпретировать ее, использовать умения анализировать факты и делать обобщающие выводы; выделять главные мысли, работать с историческими источниками;

- воспитания

воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений в основе которых уважительное отношение к историческому прошлому России;

- методические

совершенствовать методику проведения уроков с элементами дискуссии;

здоровьесберегающие

способствовать:

охране и укреплению физического и психического здоровья студентов;

созданию благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Время проведения: 80 минут.

Содержание этапов урока

I. Организационный этап ( мин.)

II. Сообщение темы и целей урока ( мин.)

III. Актуализация ранее усвоенных знаний ( мин.)





IV. Восприятие и осмысление новых знаний ( мин.)

  • личность П.А. Столыпина;

  • программа реформ;

  • суть аграрной реформы;

  • переселенческая политика;

  • итоги столыпинской аграрной реформы.

V. Закрепление знаний ( мин.)

VI. Подведение итогов занятия ( мин.)

Персоналии:

Николай II, С.В. Зубатов, В.К. Плеве, С.Ю. Витте, А.Н. Куропаткин, В.М. Чернов, В.И. Ленин, Л. Мартов, Г. Гапон.

Основные понятия:

«Зубатовщина», « маленькая победоносная война», «гапоновщина».

Опережающее задание

подготовить сообщение о жизни крестьян в начале XX века, жизни и деятельности П.А. Столыпина, подготовка ролевой игры «Слушается дело Аграрная реформа Столыпина».

ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

Место проведения урока: кабинет истории.

Используемая наглядность: плакат, презентация MS Power Point, кинохроника, видеофрагменты фильма С. Говорухина «Россия которую мы потеряли».

Методические приемы организации урока:



Повторение, постановка вопросов для обсуждения, работа по персоналиям (иллюстрации), работа с видео материалом, работа с опорными схемами (интерактивные слайды), моделирование игровой ситуации, индивидуальный опрос, фронтальный опрос.



Урок начинается с беседы. Ее цель - актуализировать знания студентов по итогам революции 1905-1907 гг. И так, революция 1905-1907 годов завершилась.

Вопросы:

1.Каковы её итоги?

2.Как она решила аграрный вопрос?

Обобщая ответы, подчеркиваем, что после революции мы видим, что острота аграрного вопроса не изменилась, развитие капитализма, требовало преобразования в сельском хозяйстве.

Перед студентами ставятся вопросы:

1.Какие варианты развития капитализма в сельском хозяйстве были возможны в России?

2.Были ли в России конца 19 начала 20 века предложения реформирования страны?

Отвечая на них, студенты излагают и отстаивают свои взгляды на перспективы развития России в начале ХХ века.

Для более полной характеристики личности П.А.Столыпина рассказ преподавателя дополняется показам фрагмента из видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли»

Второй вопрос – организую работу студентов с электронной презентацией, в которой представлены правительственная программа и программа законопроектов.

( Для подготовки электронных презентаций к лекциям, привлекаю студентов в качестве проектной работы по предмету.)

Охарактеризовав, программу реформ переходим к обсуждению вопросов:

Столыпину принадлежит следующее высказывание «Когда мы пишем закон для всей страны необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых»

1.Вы согласны со Столыпиным?

2.Представьте себе, что это сказано сегодня, какие последствия имела такая постановка вопроса?

Третий вопрос. С целью конкретизации вопроса использую слайды:

Слайд: Цели Столыпинской реформы

Слайд: Смысл и цели

Слайд: Аграрная реформа

Перед студентами ставлю проблемный вопрос:

Почему государство пошло на разрушение общины?

После его обсуждения, переходим к рассмотрению проблемы выхода из общины крестьян.

Слайд: Выход крестьян из общины

С целью выяснения взглядов студентов на вопрос, ставлю сложную задачу - доказать, аргументировать свою точку зрения.

Давайте с вами попытаемся оказаться в позиции бедняка, середняка и зажиточного крестьянина. Приведите аргументы за и против выхода из общины?

Действительно вопрос вызвал массовую активность студентов. Иные точки зрения и аргументы поражали своей новизной и убедительностью

Четвертый вопрос. Его изучение начали с обсуждения вопроса:

Как вы думаете, какие цели преследовала переселенческая политика правительства?

Затем студентам были показаны:

Слайды: Переселенческая политика.

Кооперация – показ CD, после чего, они должны были их прокомментировать.

Пятый вопрос - итоги Столыпинской реформы.

Студенты обсуждают вопросы:

Как вы думаете, достигла ли Столыпинская реформа своих целей?

Какие трудности возникли, при проведении реформы?

Чем они были вызваны?

Шестой вопрос - Столыпинская реформа в Курской губернии.

Выступление студентов (Они представили проектную работу по данному вопросу) , показ слайдов.

Затем идет показ фрагмента видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли» (убийство Столыпина).

Подведение итогов занятия проходит опять же в форме дискуссии, так как взгляды студентов входе обсуждения на уроке расходились. Обсуждение вопросов:

Почему так трагично сложилась судьба Столыпина?

В чем истоки его одиночества, как политика реформатора?

Что бы было с Россией, если бы она получила 20 лет покоя внутреннего и внешнего?

Чем вы объясните интерес Российской общественности к П. А.

Столыпину и его деятельности в конце 20 века?

Сравните аграрную политику Столыпина и аграрную политику современного правительства России?

Данный урок в очередной раз показал, что работа студентов на лекции тем эффективнее, чем теснее деловой контакт с преподавателем; последний, видя реакцию студентов, может регулировать темп рассказа: усложнить или упростить изложение, сократить один раздел и усилить другой, что-то повторить, подчеркнуть, разъяснить. Студентов нужно готовить к предстоящей лекции, а для этого им надо разъяснить, как слушать и записывать, как работать с лекционным материалом. Важно объявить цели и задачи, сообщить структуру изложения и, конечно, определить цепь приемов формирование необходимых ключевых компетенций студентов.

Изложение преподавателем основных вопросов темы, а также продолжение формирования приемов рассуждения, сравнения, анализа, доказательства, аргументации собственного мнения и т. д., активное использование их в собственном лекционном монологе. Данная форма учебного занятия, на мой взгляд, является необходимой для студентов еще и потому, что она приучает их к самостоятельной работе с устным словом, к ведению грамотных и экономичных записей, к внутреннему диалогу с преподавателем, к соучастию в постижении прошлого и настоящего. Лекционная форма не ограничивает преподавателя истории в использовании самых разнообразных приемов и средств обучения: от традиционного объяснения и меловых записей на доске до современных аудио- и видеозаписей и проблемного изложения.

Современная лекция освобождается от прежних стереотипов и предубеждений, и все более приобретает черты диалогичности. Ей присущ динамичный, дискуссионный характер, поэтому, сегодня она несет не только информативную, но и нравственную нагрузку. С помощью разнообразных приемов и средств обучения преподаватель преодолевает пассивность аудитории, превращает ее в субъекта, соучастника учебного занятия.

При проведении урока использовались следующие материалы:

•фрагменты из видеофильма С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли»;

•Антонова Т.С., Харитонова А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России: ХХ век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.- М.: Клио Софт,2000 диск 1.(1900-1918 г.г.)

Приложение

Урок-игра. Тема: «Слушается дело Аграрная реформа Столыпина».

Задачи:

1.Выяснить цели реформы.

2. Рассмотреть основные мероприятия реформы.

3. Раскрыть итоги претворения в жизнь аграрного законодательства П.А.Столыпина.

4.Судьба П.А.Столыпина.

I. Подготовка к «слушанию дела»

Заранее распределяются роли:

Судья, ведущий слушания; прокурор, обвинитель по делу - адвокат, защитник по делу - Свидетели: зажиточный крестьянин, крестьянин- бедняк.

Из остальных учащихся выбирается шесть присяжных заседателей.

Судья, прокурор, адвокат и присяжные имеют права задавать вопросы свидетелям, уточнять аргументы выступающих.

Дополнительная литература Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России.

Вок М.П. П.А. Столыпин Воспоминания о моем отце.

Зырянов П.Н. Петр Столыпин: политический портрет.

Зырянов П.Н.Столыпин без легенд.

Ход процесса:

1.Открытие слушаний:

Выступления судьи:

На рубеже ХIХ- ХХ вв. быстрое экономическое развитие обострило старые и породило новые проблемы.

Самой острой из них по-прежнему оставалась аграрная. Растущее недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне, ее активное участие революции 1905г., требовали от правительства решительных действий.

Попытка успокоить крестьянство направить его недовольство в парламентское русло не удалось. После роспуска I Думы, в условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906г. был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Началась аграрная реформа П.А. Столыпина.

Выступление прокурора (Полевая )

Я докажу, что реформа провалилась.

Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни.

Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам.

Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.

Проблема малоземелья не была решена.

От 0,5 до 1 млн. крестьян вернулись назад домой из мест переселения.

Выступления адвоката:

Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а богатеющем и крепком населении.

Столыпин считая, что необходимо дать возможность свободному, трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни.

К 1915г. в нашей стране были созданы фермерские хозяйства, которые составили 10% всех крестьянских хозяйств. К 1915г. валовой сбор зерна вырос в 1,7раза. В деревне начали использовать машины, удобрения. Рос экспорт хлеба. За Урал переселилось более 3 млн.крестьян. Освоено 30 млн. десятин целинных земель.

Выступление зажиточного крестьянина (Зарвирова)

Правительство Столыпина сделало ставку крепкого хозяина, разрешив куплю- продажу надельной земли. Необходимо, чтобы земля перешла к крепким и сильным крестьянам, а не к убогим и пьяным.

Крепкий работящий собственник должен формироваться на основе широких слоев зажиточного и среднего крестьянства. Каждый должен стать «кузнецом своего счастья». В хозяйстве у меня три лошади, четыре коровы.

Бог даст хороший урожай, дотягиваем до весны, а то и до нового хлеба.

Его на душу получалось до 200г.в год, молока -86л, мяса- 12кг, яиц- 20штук. С огорода едим картошку, репу, горох, морковь. Да еще изба крепкая, вместе с постройками потянет рублей на 700, а все хозяйство - на 2 тыс.рублей.

Выступление крестьянина- бедняка: (Грошева )

Нет нам житья и не прокормиться со своего хозяйства. В город бы уйти но нельзя - закон не позволяет, мир-община не пускает. Кулаг долгами опутал. Живем хуже скотов. Грубы, нечестны, грязны, оборваны, постоянно пьяны, соримся и деремся. Готовы за бутылку водки ложно показать на суде. Тяжкий труд, жестокие зимы, скудные урожаи, теснота, а помощи ждать неоткуда.

Как жить? Куда податься?

Только ми-община: подати и налом платили миром; дом построить, поле вдовой бабе обработать - всем миром. Ведь и пойти по миру с сумой - значит к своей деревне за помощью обратиться.

После «слушания дела» присяжные заседатели отбирают наиболее убедительные речи.

Выступление представителя присяжных заседателей:

Целью реформы П.А. Столыпина было «успокоение» страны. Создание слоя земельных собственников - социальной и экономической опоры монархии.

Продолжения процесса модернизации.

В результате реформы начали создаваться фермерские хозяйства, расти посевные площади, совершенствоваться агротехника, подъем производительности труда в сельском хозяйстве, развиваются кооперативы.

Однако сохранились проблемы малоземелья крестьян, появились новые социальные противоречия. И не смотря на трудности и незавершенность преобразований, реформа способствовала развитию страны по пути модернизации.

Выступление учащегося «Судьба П.А.Столыпина».

Беседа с учащимися:

Почему судьба этого выдающегося государственного деятеля трагична?

Домашнее задание:

Подготовить развернутый ответ на тему: «Сущность, итоги и значение реформ Столыпина».



Основные даты:

1909- 1913 гг.- промышленный подъём в России.

1901- 1903 гг.- «Зубатовщина».

1904-1905 гг. - русско-японская война.

9 января 1905 г.- кровавое воскресенье.

Приложение

Выступления судьи

На рубеже ХIХ- ХХ вв. быстрое экономическое развитие обострило старые и породило новые проблемы.

Самой острой из них по-прежнему оставалась аграрная. Растущее недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне, ее активное участие революции 1905г., требовали от правительства решительных действий.

Попытка успокоить крестьянство направить его недовольство в парламентское русло не удалось. После роспуска I Думы, в условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906г. был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Началась аграрная реформа П.А. Столыпина.

Выступление прокурора

Я докажу, что реформа провалилась.

Община не была разрушена. Из нее вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни.

Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам.

Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.

Проблема малоземелья не была решена.

От 0,5 до 1 млн. крестьян вернулись назад домой из мест переселения.

Выступления адвоката

Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а богатеющем и крепком населении.

Столыпин считая, что необходимо дать возможность свободному, трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни.

К 1915г. в нашей стране были созданы фермерские хозяйства, которые составили 10% всех крестьянских хозяйств. К 1915г. валовой сбор зерна вырос в 1,7раза. В деревне начали использовать машины, удобрения. Рос экспорт хлеба. За Урал переселилось более 3 млн.крестьян. Освоено 30 млн. десятин целинных земель.

Выступление зажиточного крестьянина

Правительство Столыпина сделало ставку крепкого хозяина, разрешив куплю- продажу надельной земли. Необходимо, чтобы земля перешла к крепким и сильным крестьянам, а не к убогим и пьяным.

Крепкий работящий собственник должен формироваться на основе широких слоев зажиточного и среднего крестьянства. Каждый должен стать «кузнецом своего счастья». В хозяйстве у меня три лошади, четыре коровы.

Бог даст хороший урожай, дотягиваем до весны, а то и до нового хлеба.

Его на душу получалось до 200г.в год, молока -86л, мяса- 12кг, яиц- 20штук. С огорода едим картошку, репу, горох, морковь. Да еще изба крепкая, вместе с постройками потянет рублей на 700, а все хозяйство - на 2 тыс. рублей.

Выступление крестьянина - бедняка

Нет нам житья и не прокормиться со своего хозяйства. В город бы уйти но нельзя - закон не позволяет, мир-община не пускает. Кулаг долгами опутал. Живем хуже скотов. Грубы, нечестны, грязны, оборваны, постоянно пьяны, соримся и деремся. Готовы за бутылку водки ложно показать на суде. Тяжкий труд, жестокие зимы, скудные урожаи, теснота, а помощи ждать неоткуда.

Как жить? Куда податься?

Только ми-община: подати и налом платили миром; дом построить, поле вдовой бабе обработать - всем миром. Ведь и пойти по миру с сумой - значит к своей деревне за помощью обратиться.

Выступление представителя присяжных заседателей

Целью реформы П.А. Столыпина было «успокоение» страны. Создание слоя земельных собственников - социальной и экономической опоры монархии.

Продолжения процесса модернизации.

В результате реформы начали создаваться фермерские хозяйства, расти посевные площади, совершенствоваться агротехника, подъем производительности труда в сельском хозяйстве, развиваются кооперативы.

Однако сохранились проблемы малоземелья крестьян, появились новые социальные противоречия. И не смотря на трудности и незавершенность преобразований, реформа способствовала развитию страны по пути модернизации.



Приложение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!