СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Региональный компонент к практической работе к разделу 2.6 «Человек: созидание». Беседа "Магнитка ковала победу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Региональный компонент к практической работе к разделу 2.6 «Человек: созидание». Беседа "Магнитка ковала победу"»





Региональный компонент к практической работа к разделу 2.6 «Человек: созидание»


Цель: создание условий формирования уважительного отношения к трудовому подвигу жителей города Магнитогорска в годы Великой Отечественной войны

Задачи:
Обучающая: расширять представление обучающихся о значении созидательного труда в жизни общества
Развивающая: развивать способность к анализу, обобщению; развивать у обучающихся коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда.



МАГНИТКА КОВАЛА ПОБЕДУ

Мы, надев отцов погибших робы

и к мартенам встав в пятнадцать лет,

сокрушили полчища Европы

и железный крупповский хребет.

Будем вечно помнить все, что было,

как мы шли от первого костра,

как Россию грудью защитила

в грозный час Магнитная гора.

В. Машкоцев

Ход мероприятия

Слово учителя

Победу в Великой Отечественной войне приближала вся страна, а г. Магнитогорск внёс свой весомый вклад в её свершение. В годы Великой Отечественной войны все предприятия города работали на оборону страны и в тылу приближали Победу, строили домны на Магнитогорском металлургическом комбинате, готовили цеха для приёма эвакуированных заводов. Ударный труд рабочих позволил г. Магнитогорску стать значимым городом на карте России, а ее главному предприятию – Магнитогорскому металлургическому комбинату получить мировую известность. Героический труд магнитогорцев внёс значительный вклад в дело Победы.

Магнитка выросла в гигантский источник боевой мощи в военные годы, максимально быстро перестроившись на новый – военный – режим работы. Она лила 1,8 миллиона тонн качественного металла в год – это не только больше, чем во всём Советском Союзе, это больше, чем в Италии, Польше, Чехословакии и Испании, вместе взятых. Каждый второй танк, каждый третий снаряд были отлиты из Магнитогорского металла. Именно Магнитогорск победил в промышленной войне врага, который заставил работать на себя производство Европы.

В сущности, 1941-1945 годы в Магнитогорске могут показать войну с новой, совершенно другой стороны.

Механики, сталевары, прокатчики, рудокопы, инженеры не рисковали жизнью на передовой (хотя очень многие мужчины отправились на фронт). Перед ними поставили особо важную военную задачу – вооружить армию. Трудился весь город: женщины, дети. И этот труд был колоссальный: работа по 12-16 часов, ночь на отдых – и снова работа. Женщины осваивали профессии, на которых до войны трудились только мужчины. Их не представляли, например, на таких должностях, как люковой, сталевар, вырубщик металла. Подростки, в основном, точили корпуса для снарядов. До станков они не доставали – им подставляли ящики под ноги, чтобы можно было дотянуться до станка, и они трудились наравне со всеми. Бывало, не уходили домой ночевать, оставались на ночь в цехе. Люди отдавали все свои силы, зная, какая угроза висит над страной и всем её населением.

Задача потребовала не только физических усилий. Мощности магнитогорского комбината были огромными. Но всё же они не соответствовали условиям войны: тогда предстояло тягаться со всей промышленной мощью Европы. Нужны были подлинно военные темпы и объёмы производства.

Кроме того, комбинату поставили задачу изготавливать броневую сталь для танков. В начале войны на ММК не имелось подходящего оборудования и выпускать её было не на чем. В то же время, к тому моменту, как началась Великая отечественная война, Германия захватила Европу и заставила её промышленность работать на себя. Неудивительно, что по количеству танков враг превосходил советскую армию в несколько раз. Страна очень нуждалась в бронированной технике, но в самом начале войны промышленные центры на западе СССР оказались в зоне боевых действий, и предприятия пришлось в кратчайшие сроки эвакуировать. Поэтому огромной заслугой Магнитки является максимально быстрое освоение проката броневого листа.

Также стало настоящей необходимостью полностью исключить брак при производстве, свести к минимуму время выплавки, освоить новые высококачественные марки стали. От металлургов потребовалось новаторство. Война не считалась с условиями, временем, с возможностями человека и машин. «На механиков вышла большая доля работы. Надо было изготовить много приспособлений, решить много задач и во что бы то ни стало заставить механизмы дать то, что надо сегодня», – описывали на страницах “Магнитогорского рабочего” в ноябре 1941 года реалии того времени.

И пусть многие рвались на фронт – мстить за погибших товарищей, бороться с врагом на передовой – здесь, в тылу шла своя война. «…на партийном собрании был серьёзный разговор о работе в военное время. Правильно и веско говорилось, что и здесь, в тылу, – тоже фронт, что теперь нет мирных профессий. Чем сильнее тыл, тем крепче фронт, и что работать теперь надо по-иному, по-военному». Как признавались рабочие и инженеры, люди действительно чувствовали себя здесь, в тылу, как на фронте. Магнитогорцы справились со всеми задачами, которые поставила перед ними война.

БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ ТЫЛУ

Когда Гитлер добрался до промышленных центров Советского союза, большой удачей стало то, что в глубине России есть индустрия. Кстати, в то время Германия надеялась очень быстро покорить СССР, поэтому немцы повсюду провозглашали, что уничтожили советскую промышленность, однако с громкими заявлениями они поспешили.

В Магнитогорск эвакуировали 38 предприятий, 34 из них разместили на территории металлургического комбината. Что значит эвакуировать завод? Это значит разобрать его по винтикам, приложить всю необходимую документацию, погрузить громоздкие станки и машины в вагоны. Принимающая сторона в это время должна подготовить бетонированную площадку с крышей. После того, как завод в разобранном виде прибывал, приходилось монтировать его, собирать и отлаживать, проводить к нему электричество – и речь, конечно, идёт не о 220 вольтах. И это если какая-то деталь не затерялась при транспортировке, что тоже могло случиться.

Практически сразу после начала войны ММК перешёл на работу в режиме военного времени. Металлургам поручили задачу – выпуск броневого листа для танков. В июле на комбинат из Ленинградского научно-исследовательского института танковой промышленности приехала бригада специалистов по изготовлению танковой брони. Позже из Мариуполя приехал эвакуированный броневой прокатный стан “4500”. Однако его ещё предстояло монтировать.

Тем временем срочно нужна была броневая сталь – враг в несколько раз превосходил Советский Союз по количеству танков. Заместитель главного механика Николай Рыженко предложил очень смелую, даже радикальную идею – прокатать броневой лист на обжимном стане – блюминге №3. Прокат броневого листа требовал особой прочности оборудования, и далеко не все верили в то, что блюминг справится с этой задачей. Однако заместитель главного механика верил в успех. Чем и спас положение. Уже через месяц после начала войны комбинат выпустил первую танковую броню. А впервые танки из магнитогорской брони уже осенью 1941-го года приняли участие в военных действиях под Москвой.

Это – один из бессчётных примеров, как магнитогорские металлурги в буквальном смысле победили время и обстоятельства.

За выполнение задания правительства по изготовлению материала для танков уже 24 ноября 1941 года высокими орденами и медалями – Орден Трудового Красного Знамени, орден “Знак Почёта”, медаль “За трудовое отличие” – наградили 14 работников комбината. В том числе высшую награду – Орден Ленина – вручили директору ММК Григорию Носову и заместителю главного механика Николаю Рыженко. Настолько важной была задача, выполненная магнитогорцами, что их поощрили ещё в самом начале войны.

Награда послужила поводом для трудового митинга среди рабочих, результатом стало всеобщее решение выполнять план по танковой броне на 140 процентов.

Что значит производство в таких масштабах в годы войны? Что такое каждый третий снаряд и каждый второй танк из Магнитогорского металла? Об этом очень точно сказал американский историк русского происхождения М. Вернер: «Весь мир является свидетелем драматической борьбы Магнитогорского металла с металлом всей Европы, мобилизованным Гитлером для ведения войны на востоке. И борьбу эту Магнитка выиграла. Магнитогорский металлургический комбинат в годы войны давал металла больше чем Италия, Польша, Чехословакия и Испания вместе взятые. Магнитка победила Рур!»

Мог ли трудовой подвиг не быть особенно отмечен множество раз? Многие работники комбината награждены орденами и медалями различного вида, в том числе высочайшего значения – это и ордена Красного Знамени и Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», ордена Ленина. Более 1,5 магнитогорцев награждены орденами и медалями за труд во время войны. А 58 200 жителей Магнитки награждены уже после войны 1945 медалью «За доблестный труд во время Великой отечественной войны 1941-1945 гг.».

3 июля 2020 года Город металлургов по праву удостоен звания «Город трудовой доблести». Соответствующий указ накануне, 2 июля, подписал Президент России Владимир Путин. Присвоение Магнитке почётного звания – это, по выражению историков-краеведов, момент истины. Это признание героического труда магнитогорцев, их заслуг в Победе над фашистами. И это напоминание о небывалом героизме земляков, о значении их трудового подвига нынешней молодёжи, которая от тех далёких лет отделена уже тремя поколениями.

Обучающимся предлагается обсудить услышанное, задаются вопросы по теме:

  1. У кого из вас старшие родственники работали на предприятиях Магнитки в годы Великой Отечественной войны? Расскажите об этом. Обучающиеся заранее готовят ответ на этот вопрос, готовят выступление.

  2. Когда и в каких условиях создавалась броневая сталь на комбинате?

  3. Какие мужские профессии пришлось освоить женщинам в годы войны в тылу?

  4. Почему историки-краеведы называют присвоение Магнитогорску звания «Город трудовой славы» моментом истины?


Практическая работа к разделу 2.6 «Человек: созидание»


1. Изучите представленные и размещенные на федеральном информационном ресурсе федеральные занятия.

2. Выберите федеральное занятие, раскрывающее ценность созидательного труда человека на благо своей страны.

3. Разработайте региональный компонент к федеральному занятию, дополнив его содержание примерами из истории, литературы, науки, традиций вашего субъекта Российской Федерации.

4. Проверьте свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.


Критерии оценивания1:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

0

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

0

- видеоролика

0

- методического описания

1

- презентации в формате ppt, pdf

0

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

1

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1



Интерпретация результатов:


10 баллов

Разработанный региональный компонент выполнен
на должном дидактическом и методическом уровне





1 Критерии оценивания являются едиными для выполненных практических работ по темам 2.2–2.6.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!