Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме регуляторные системы организма»
Регуляторные системы организма
Урок для 9 класса
Выполнила Машкович Н.Ю.
План урока:
- Общие принципы регуляции жизни организма.
- Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
- Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция.
- Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.
- Спинной мозг.
- Головной мозг. Строение и функции.
Быть живым - значит быть организованным.
В. Вернадский
Нервная система
Эндокринная система
Иммунная система
- РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ - это совокупность органов, оказывающих ведущее влияние на деятельность физиологических систем, органов и клеток. Эти системы имеют особенности строения и функций, связанные с их назначением.
1.Общие принципы регуляции жизни организма.
Центральные системы регуляции процессов жизнедеятельности организма человека: нервная, гуморальная (эндокринная) и иммунная . К системам регуляции некоторые авторы относят также кровеносную и лимфатические системы. Все системы регуляции процессов в организме тесно связаны между собой и влияют друг на друга. В результате их взаимодействия обеспечивается слаженная работа организма.
2.Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Гипофиз
В щитовидной железе вырабатываются гормоны, содержащие йод – тироксин и трийодотиронин. Эти гормоны стимулируют окислительные процессы в клетках, регулируют водный, белковый, жировой и углеводный и минеральный обмены, рост и развитие организма, оказывают действие на функции центральной нервной системы.
3.Значение, строение и функционирование нервной системы. Нервная регуляция.
- Нервная система ― целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с эндокринной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма человека и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
Строение нейрона
4. Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция.
5.Спинной мозг.
Находится в позвоночном канале. Он представляет собой цилиндрический тяж длиной 43-45 см и массой около 30 г.
- Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью, которая защищает его от толчков.
- Спинной мозг разделен на две симметричные половины передней и задней продольными бороздами .
- В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал , заполненный спинномозговой жидкостью.
- Вокруг него сосредоточено серое вещество , образованное телами нейронов, на поперечном срезе имеющее форму бабочки (в нём различают передние, задние и боковые рога).
- В передних рогах расположены двигательные нейроны (мотонейроны), по аксонам которых возбуждение достигает скелетных мышц конечностей и туловища, заставляя их сокращаться.
- В боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы.
- Наружный слой спинного мозга образован белым веществом , состоящим из отростков нейронов, образующих проводящие пути.
6.Головной мозг. Строение и функции.
Головной мозг ― передний отдел центральной нервной системы, состоящий из пяти частей:
- Переднего (кора полушарий головного мозга)
отделы головного мозга
Функции отделов головного мозга:
- Кора больших полушарий головного мозга занимается высшей нервной деятельностью, функции каждой доли коры головного мозга различны
- Промежуточный мозг обрабатывает все виды информации, здесь формируется чувство боли, голода и жажды, контролируется сердцебиение, кровяное давление и прочие крайне важные аспекты организма
- Средний мозг отвечает за первичную обработку зрительных сигналов, реакцию на быстрое движение чего-либо перед глазами, реакцию на сильные и резкие звуки, а также за поддержание тонуса мышц
- Мозжечок регулирует позу тела и поддерживает тонус мышц, координирует медленные произвольные движения и отвечает за точность движений.
- В продолговатом мозге находится дыхательный центр, центр защитных рефлексов (чихание, рвота и т. д.), центры, связанные с пищеварением (глотание, сосание, слюноотделение и т. д.).
Использованные источники информации:
- https://uahistory.co/pidruchniki/sobol-biology-8-class-2016-rus/3.php
- https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=1407
- https://maximumtest.ru/uchebnik/9-klass/biologiya/stroyeniye-i-funktsii-nervnoy-sistemy-tsns
- https://www.yaklass.ru/p/biologia/8-klass/nervnaia-reguliatciia-16071/stroenie-nervnoi-sistemy-i-ee-znachenie-16072/re-04689a01-d0bf-4ae6-9cdd-c0b9fd7e7d1f