Игра «Разноцветные шарики»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Техника проведения: дети сидят в кругу, ведущий (педагог, психолог) обращается к ним с просьбой сделать из ладошек «лодочку». Дети закрывают глаза, а затем ведущий вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик (шарики должны быть разноцветными) и говорит, что шарики надо согреть, покатать, подышать на них, отдавая шарику часть своего тепла, нежности, ласки. После этого дети открывают глаза, ведущий предлагает посмотреть на шарик и рассказать о том, что испытывал каждый из них, держа его в руках, о тех чувствах, которые возникли во время выполнения упражнения.
Игра: «Нет, нет, нет!»
Цель: снятие мышечного напряжения.
Техника проведения :ведущий (педагог, психолог) предлагает детям лечь на спину на ковер, свободно раскинуть ноги. Затем медленно начинать брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. На каждый удар ногой ребенок говорит: «Нет», увеличивая частоту удара, ребенок повторяет: «Нет, нет, нет!»
Игра: «Маленький котенок»
Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного настроя в группе.
Техника проведения: дети находятся на ковре, звучит спокойная, тихая музыка. Ведущий (педагог, психолог) обращается к детям и предлагает придумать сказку про маленького котенка, который:
- нежится на солнышке;
- потягивается;
- умывается;
- царапает лапками с коготками коврик.
Игра «Колючий ежик»
Цель: снятие агрессии, мышечных зажимов.
Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает детям мысленно представить себя ежиками, которые приготовились встретить опасность. Для этого им необходимо «защищаться иголками» и сильно «сжиматься в клубочек». А, когда опасность минует, «неприятели» разбегутся, ежики соберутся в круг (дети собираются в круг, берутся за руки). Вместе с ведущим по его команде они медленно тянутся к воображаемому солнышку, взявшись за руки, чтобы «согреться». Игру следует сопровождать добрыми детскими песенками о дружбе.
Игра повторяется 3 раза.
Игра «Коварные хищники»
Цель: снятие агрессии, мышечного напряжения.
Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает детям на выбор представить себя хищником (тигром, львом, волком, рысью, медведем, леопардом и т,д.), расположиться друг от друга на безопасном расстоянии. Затем «хищники» начинают показывать друг другу свою силу и храбрость. Показав все свои возможности, хищники успокаиваются, уважая силу и достоинство каждого.
Упражнение «Любопытная Варвара»
Цель: снятие мышечного напряжения
Техника проведения: дети садятся на коврик, и скрещивают ноги, ведущий (педагог, психолог) показывает и объясняет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше, при этом мышцы шеи будут сильно напряжены, это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. А теперь расслабьтесь… слушайте, повторяйте и делайте, как я:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…
А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслб-лен-на…
Упражнение «Лодочка»
Цель: снятие мышечных зажимов, напряжения.
Техника проведения: ребятам предлагается встать сбоку у ковриков – «лодок», руки спрятать за спину. Затем ведущий (педагог, психолог) показывает движения и объясняет: «Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:
Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!
Крепко ножку прижимаем, а другую расслабляем.
Сели, руки - на колени, а теперь немного лени.
Напряженье улетело и расслабленно все тело.
Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.
Дышим легко…ровно…глубоко…»
Упражнение «Дотянись до звезды»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Представьте себе, что вы находитесь на летней полянке. Над вами – темное ночное небо, усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Мысленным взглядом найдите на небе самую яркую звезду. О какой вашей мечте она напоминает? Постарайтесь представить себе, чего бы вы хотели…
Теперь откройте глаза, глубоко вдохните, затаите дыхание и постарайтесь дотянуться до звезды. Это не просто: тянитесь изо всех сил, напрягите руки, встаньте на носочки. Так, еще немного, вы уже почти достали ее. Есть! Здорово! Вы прикоснулись к звезде.
Упражнение: «Возьмем себя в руки»
Цель: регулирование внутреннего состояния.
Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) говорит детям о том, что, когда они испытывают неприятные эмоции (злость, раздражение, желание ударить, толкнуть кого-либо), то этого можно избежать - «взять себя в руки», сдержаться и остановиться.
Для этого нужно несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть. Выпрямиться, прикрыть глаза, посчитать до 10, улыбнуться, открыть глаза.
Упражнение «Такие разные кошки»
Цель: снятие агрессии, развитие эмпатии, группового взаимодействия.
Техника проведения: ведущий (педагог, психолог) предлагает детям образовать большой круг, в центре которого, на полу лежит физкультурный обруч. Ведущий говорит, что это «волшебный круг», в котором будут совершаться «волшебные превращения».
Для этого нужно войти внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превратиться в злую-презлую кошку, которая «шипит» и «царапается», при этом выходить из «волшебного круга» нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. В игре может участвовать и сам ведущий.
Главное правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.