Буллинг (от англ. “bully” – хулиган, драчун, насильник) – психологический террор, избиение, травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному человеку, включающая в себя принуждение и злоупотребление. Участники буллинга: Агрессор; «Агрессята» - те, кто поддерживают агрессора; Наблюдатели; Жертва. Буллинг чаще всего возникает в подростковом возрасте.
Агрессорами чаще всего становятся дети:
к которым применялась агрессия;
склонные к доминированию;
у которых приняты агрессивные формы поведения в семье (заложена ранговость).
Жертвами чаще всего становятся:
Дети, которые отличаются от остальных (внешностью, способностями, национальностью, уровнем достатка и пр.).
Дети с моторной неловкостью.
Дети, к которым применялась агрессия (снижается сопротивляемость к насилию)
Признаки буллинга:
Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу.
Всегда в подавленном настроении.
Нет друзей в классе.
Никто не хочет с ним сидеть за партой.
Объект для шуток и юмора.
Внезапное снижение успеваемости.
Часто приходит с синяками и в порванной одежде.
Не у кого спросить домашнее задание.
На соревнованиях: «Только не с ним!».
Часто проводит время на переменах в одиночестве.
Последствия буллинга:
Для жертвы:
- коммуникативные проблемы;
- низкая самооценка;
- страх перед выступлениями;
- недоверие к людям;
- может повышаться агрессия;
- высокий суицидальный риск;
- депрессия;
- уходы из школы;
- чувство тревоги;
- соматические реакции;
- когнитивные нарушения;
- снижение успеваемости.
Для агрессора:
- чувство вины;
- негативные эмоции со стороны окружающих,
- высокий риск попасть в криминальные группировки и к совершению правонарушений;
- отвержение.
Для педагога:
В классе сформируется ситуация, где всегда будет Агрессор и Жертва.
У учителя, имеющего особое отношение к некоторым обучающимся («любимчик»/ «хулиган»), больше шансов спровоцировать ситуацию буллинга. Когда педагог никого не выделяет и уважительно относится ко всем, ведет работу по сплочению классного коллектива, вероятность возникновения буллинга сводится к минимуму.
Что делать педагогу в ситуации буллинга:
Для начала необходимо признать, что такая проблема существует. Это гораздо более серьезный шаг, чем может показаться:
- Хотя мы говорим о соблюдении интересов потерпевшего, на практике часто действуем в пользу обидчика. Например, обучающиеся часто восхищаются обидчиком, а некоторые педагоги с неуважением относятся к детям, которые не могут постоять за себя.
- Иногда педагоги считают, что лучше дать детям возможность разобраться со своими проблемами самим или рассматривают вербальную агрессию как неопасную и незаслуживающую внимания.
- Некоторые руководители не хотят поднимать обсуждение этой темы, пока не сталкиваются с другими людьми, которые требуют активных действий, например, с родителями.
Притеснение продолжается благодаря атмосфере, которая его допускает, а также в результате недостаточного надзора и отсутствия последствий.
оставаться спокойным;
воспринять случай серьезно;
быстро и взвешенно принять меры; если нужно, наказать обидчика и объяснить причину наказания;
сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;
постараться, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;
оказать поддержку потерпевшему, подбодрить его, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым, предложить конкретную помощь.
Предупредить возникновение такого явления как буллинг гораздо легче, чем работать с его последствиями!
Важным является разработка этического кодекса школы, который предусматривал бы проявление уважения к чести и достоинству всех учеников и других членов школьного сообщества.
Что может делать педагог для профилактики буллинга:
Обучать детей конструктивным способам решения конфликтов.
Развивать у детей чувство эмпатии и толерантности.
Обучать навыкам самоконтроля и саморегуляции.
Проводить групповые внеклассные мероприятия направленные на сплочение класса.
«Хвалить при всех, ругать наедине».
Устраивать совместные праздники и чаепития.
Помогать детям решать конфликтные ситуации, стараясь не принимать сторону одного из участников, помогать находить компромисс.
Рекомендации учителю и воспитателю по профилактике «Отверженности» в классе:
Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. Насмешникам необходимо делать строго замечания.
Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников.
Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневник. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
ГБОУ СОШ № 29 им. М.Т. Калашникова
Рекомендации для педагогов по профилактике буллинга (притеснения) в среде обучающихся
Севастополь 2019г.