СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних»

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

    • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).

    • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

    • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.

    • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

    • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

    • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

    • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).

Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида

  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (саморазрушение).

  • Уважайте подростка! В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.

  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый.

  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом.

  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.

  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.

  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.



круглосуточная экстренная

телефонная линия

«Ребенок в опасности» 123 и +7(978) 936-80-51

телефон доверия (+7-8692-53-13-16)







Севастополь 2020г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

"Средняя общеобразовательная школа №29 имени М.Т. Калашникова"









Рекомендации для педагогов по профилактике суицидального поведения

несовершеннолетних













Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Группы риска

- Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида.

- Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые и завуалированные.

-Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).

- Подростки, у которых в роду были случаи суицидального поведения.

- Подростки, злоупотребляющие алкоголем, ПАВ, токсическими препаратами.

-Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями.

- Хронические или смертельные болезни.

- Подростки, переживающие тяжелые утраты (смерть родителя, любимого человека), особенно в течение первого года после потери.

-Подростки с выраженными семейными проблемами (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).

- Отвержение сверстниками, травля (в том числе в социальных сетях).

- Подростки, у которых ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.

- Подростки, у которых объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).

- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.

- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).

Что в поведении подростка должно насторожить

    • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.

    • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.

    • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).

    • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.

    • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).

    • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Признаки депрессии у детей

ДЕТИ

  • печальное настроение

  • потеря свойственной детям энергии

  • внешние проявление печали

  • нарушение сна

  • соматические жалобы

  • изменение аппетита или веса

  • ухудшение успеваемости

  • снижение интереса к обучению

  • страх неудачи

  • чувство неполноценности

  • самообман - негативная самооценка

  • чувство «заслуженной отвергнутости»

  • чрезмерная самокритичность

  • сниженная социализация, замкнутость

  • агрессивное поведение

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется).

  • Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя).

  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего).

  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).



Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!