СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации для учителей. Основы безопасности и защиты Родины/дополнительные материалы в соответствии с ФРП по ОБЗР. 3.1 Опасности. 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей. Основы безопасности и защиты Родины/дополнительные материалы в соответствии с ФРП по ОБЗР. 3.1 Опасности. 8 класс

https://uchitel.club/fgos/fgos-obzh

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для учителей. Основы безопасности и защиты Родины/дополнительные материалы в соответствии с ФРП по ОБЗР. 3.1 Опасности. 8 класс»

Смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности»

Совокупность условий и обстоятельств, при которой существует вероятность возникновения несчастного случая, называется опасной ситуацией. Опасной также называют ситуацию, при которой возникает угроза жизни и здоровью человека.

С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле. Вначале это были холод, жара, атмосферные осадки, солнечная радиация, встречи с дикими животными, ядовитыми растениями и насекомыми, стихийные явления природы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, грозы и т. д.) — это природные опасности. Они вызывали у древних людей панический ужас, разоряли их жилища, приводили к гибели целых племён. Со временем человек понял сущность этих явлений, но они не перестали представлять для него опасность. И в наши дни мы постоянно узнаём о гибели людей в результате стихийных бедствий, отравлений ядовитыми растениями и грибами, встреч с дикими животными и т. п.

С развитием человеческого общества изменялись виды и характер опасностей. К природным опасностям прибавились многочисленные опасности, рождённые техникой, — это и электрический ток, и электромагнитные поля, и повышенный уровень радиации, и шум, и вибрация и др. Техногенные опасности, кроме непосредственного воздействия на человека, могут проявляться в форме аварий технических устройств, пожаров, взрывов и других событий. Люди, попадая в зону действия этих событий, рискуют получить заболевание или травмы различной степени тяжести.

Наконец, сам человек является носителем и источником опасностей. Он может создать опасные условия для окружающих ошибочными действиями, труднопредсказуемым, зачастую социально опасным поведением и т. д. Эти опасности называются социальными. Социальные опасности весьма разнообразны и многочисленны. Например, к социальным опасностям относятся противоправное поведение, террор, наркомания, алкоголизм и другие социальные явления, способные нанести ущерб жизни и здоровью людей.

Однако существование вокруг нас многочисленных опасностей вовсе не означает, что несчастный случай непременно произойдёт. Для этого нужны определённые условия, обстоятельства. Свойство опасностей проявляться только в определённых условиях позволяет говорить о них как о скрытых, потенциальных.

Количественной мерой опасности является риск. Риск — это уровень сочетания вероятности нанесения ущерба и тяжести ущерба. Допустимый риск — это риск, который в данной ситуации считается приемлемым. В случае превышения допустимого риска, когда рост опасностей становится неконтролируемым, влечёт за собой материальный ущерб, становясь угрозой для жизни и здоровья людей, ситуация переходит на уровень чрезвычайной.

Специалисты выделяют риск индивидуальный и социальный. Источниками индивидуального риска могут быть: автомобильные аварии, уголовные преступления, несчастные случаи, удары молнии и др. Социальный риск — это негативное воздействие на группу людей. Его источниками могут выступать технические объекты, вызывающие аварию, эпидемии, стихийные бедствия.

А что же такое безопасность? Существует множество определений этого понятия, каждое из которых по-своему раскрывает природу этого явления. Так, в словаре русского языка С. И. Ожегова сказано: «Безопасность — положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь». Безопасность — благоприятное состояние окружающей человека среды, когда снижена возможность возникновения факторов, угрожающих жизни и здоровью человека.

В процессе жизнедеятельности человек стремится создать комфортные условия для своего существования. Безопасность жизнедеятельности — система мер, направленных на поддержание комфортных условий жизнедеятельности, травмобезопасных условий взаимодействия человека с окружающей средой.

Существуют различные виды безопасности — промышленная, экономическая, пожарная, информационная и др. Вопросами безопасности занимаются специалисты.

Обеспечением безопасности своих граждан занимается государство в лице специально созданных государственных органов. В мирное время вопросами безопасности граждан занимается Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Управления МЧС действуют в каждом регионе. Их задача — выполнять функции МЧС на данной территории.

Вопросами борьбы с преступностью и с терроризмом занимаются Министерство внутренних дел (МВД России), Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России). Кроме того, органы ФСБ осуществляют контрразведывательную, разведывательную и пограничную деятельность, а также деятельность по обеспечению информационной безопасности.

Для того чтобы объединить усилия органов власти Российской Федерации, организаций и граждан России в сфере обеспечения национальной безопасности, Президент Российской Федерации Указом утвердил важный документ — Стратегию национальной безопасности Российской Федерации. В документе говорится о том, что стратегическими целями государственной и общественной безопасности являются защита конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачами Стратегии являются формирование и поддержание условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов, в число которых входят государственная и общественная безопасность.

Несмотря на наличие различных опасностей, окружающих жизнедеятельность человека, главной остаётся задача сохранения его жизни, здоровья и благополучия. Для решения этой задачи особое значение приобретает культура безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности — состояние личной организации человека в общественной формации, обеспечивающее определённый уровень его безопасности в процессе жизнедеятельности.


ИНТЕРЕСНО

Понятие «культура безопасности» впервые появилось в 1986 г. в документах Международной консультационной группы по ядерной безопасности, исследовавшей причины и последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшей в СССР в апреле того же года.


Культура безопасности подразумевает значимость обеспечения безопасности жизнедеятельности в личной и общественной сферах, формирование навыков и умений безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, высокую степень практической защищённости от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Основными социальными структурами, формирующими культуру безопасности жизнедеятельности, являются отдельная личность, образовательная организация, предприятие (организация, учреждение, фирма, профессиональный коллектив), общество в целом. Одновременно эти структуры выступают и носителями культуры безопасности жизнедеятельности.

В качестве основных уровней формирования культуры безопасности жизнедеятельности выделяют индивидуальный, корпоративный и общественно-государственный.

Корпоративный уровень культуры безопасности жизнедеятельности характеризуется присущей, например, членам какой-либо организации коллективной настроенности на безопасность.

Индивидуальный уровень культуры безопасности жизнедеятельности характеризуется пониманием отдельным индивидуумом жизненной необходимости обеспечения личной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства.

Общественно-государственный уровень культуры безопасности жизнедеятельности характеризуется пониманием человеком своего значения в системе общечеловеческих ценностей, его активное участие в обеспечении безопасности личности, общества и государства.

Основной целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности является достижение такого состояния отдельных личностей, общества в целом, при котором обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью, и для реализации этой потребности существуют необходимые условия.


Источники и факторы опасности, их классификация


Источники опасности — опасные природные явления, аварии или опасные техногенные происшествия, широко распространённое инфекционное заболевание людей, сельскохозяйственных животных, растений, а также применение современных средств поражения. Для каждого источника опасности характерно наличие уровня, зоны и продолжительности действия.

Опасности классифицируются по происхождению (природные, техногенные, социальные), по характеру воздействия (физические, химические, биологические и др.), по локализации (атмосферные, литосферные, космические).

Специалисты выделяют следующие группы источников опасностей:

  • физические — температура воздуха, скорость ветра, электрический ток, шум и др.;

  • биологические — бактерии, вирусы, биологические средства и др.;

  • химические — вредные химические вещества;

  • социальные — войны, голод, экстремизм и терроризм, криминальные явления и др.;

  • информационные — вредные программы, утечки, искажение данных и др.

Наличие источника опасности не является достаточным требованием для возникновения опасной или чрезвычайной ситуации. Чтобы это произошло, необходим набор факторов, стимулирующих возникновение негативного явления. Факторы опасности делятся на простые и сложные. Простой фактор оказывает одно действие — например, шум; сложный фактор оказывает сложное воздействие.

Выделяют три сферы, образующие различные факторы опасности:

• биосфера образует природные или биосферные факторы (ветер, снег, гроза и др.);

• техносфера, в которой образуются искусственные факторы (шум, вибрация, ультразвук и др.);

• социум, в котором образуются специфические факторы (война, социальные явления, болезни, обман, убийство и др.).


Вопросы и задания

  1. Своими словами объясните взаимосвязь понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности».

  2. Когда появилось понятие «культура безопасности»?

  3. Поработайте в Интернете, объясните сущность законов, определяющих меры защиты личности, общества и государства.

  4. Разработайте таблицу, в которой отобразите источники и факторы опасностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!