Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
* Развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр:
* Часто менять формы деятельности.
* Использовать на занятиях элементы игры.
* Приучать проговаривать инструкцию игры несколько раз.
* Почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное.
* Учить сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
* Учить управлять вниманием в соответствии с целью.
* Учить сосредоточиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь.
* Создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
* Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
* «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет».
* Игры-головоломки.
* Загадки.
* «Найди отличия».
* «Найди два одинаковых предмета».
* «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.
* «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста!».
* «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.
* «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 мин должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
* «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия.
Ψ Рекомендации педагогам по развитию памяти детей.
* Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
* Обучать культуре запоминания.
* Учить вспоминать последовательность событий.
* Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
* Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
* Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
* Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
* «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
* «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
* «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
* «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
* «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен её найти. * «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
* «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
* «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
* «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
* «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его. * «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
* «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.