СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации "КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации "КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ"»

КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам развития и воспитания ребенка в кризисный период.

Вводный блок

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим особенности протекания кризиса 3х лет, его причины и последствия, а также пути преодоления и оказания помощи ребенку. Начнем наше занятие со знакомства.

Упражнение 1 «Приветствие»

Прошу вас представиться, назвать имя и возраст ребенка, а также 2 качества, присущие ему. Тем временем на доске записываются качества, названные родителями под знаками «+» и «-». Таким образом, происходит обобщение названных качеств и формируется психологический портрет ребенка 3х лет.

Симптомы кризиса

1.Негативизм

Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. «Не делает потому, что его об этом попросили», даже если сам хочет сделать (реакция против взрослого). Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Стремление противоречить, сделать наоборот. Негативизм следует отличать от упрямства.

2.Упрямство

Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Следует отличать от настойчивости, при которой стремление добиться чего-либо связано с истинным желанием ребенка (если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством).

3.Строптивость

Поведение направленно против образа жизни, норм воспитания, установленных для ребенка. Строптивость безлична, направлена вовне, по отношению к внешнему миру, принимаемому ребенком до 3х лет. Строптивость выражается в своеобразном детском недовольстве на все, что ему предлагают и что делают. Скрытый бунт против того, что ребенок делал раньше.

4.Своеволие

Заключается в тенденции ребенка к самостоятельности.

5.Протест-бунт

Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто он находится в состоянии войны с окружающими.

6.Обесценивание

Ребенок обесценивает ранее любимую игрушку, отказывается от нее, бросает, ломает. В его лексиконе появляются слова и термины, означающие все плохое, отрицательное. Все это относится к вещам и людям, которые объективно никакой неприятности и угрозы не приносят.

7.Деспотизм/ревность

В семье с единственным ребенком – деспотизм. Стремление к деспотической власти по отношению к окружающим, желание стать господином положения. В семье с несколькими детьми – ревность по отношению к другим детям. Явления, сопутствующие кризису 3х лет: Невротические реакции на конфликты и переживания (энурез, ночные страхи, затруднения в речи) Новообразования кризиса 3х лет: новое отношение к собственному непосредственному желанию, то есть умение сдерживать и регулировать свои истинные потребности; возросшая самостоятельность и активность; появление самосознания; перестройка социальной позиции по отношению к окружающим людям.

Кризис – важный этап в психологическом развитии ребенка, который обозначает переход на новую возрастную ступень. С одной стороны, кризисы являются движущей слой развития, этапом смены ведущей деятельности, с другой – это сложный период для малыша и его родных. В данном случае ситуативно-деловое общение со взрослым (ведущая деятельность в раннем детстве) меняется на сюжетно-ролевую игру (ведущую деятельность младшего дошкольного возраста).

Упражнение 2

Теперь я хочу попросить вас принять непосредственное участие в занятии, поделившись своим опытом и мнением с другими участниками. Сейчас я раздам вам карточки с описанием определенной жизненной ситуации. Ваша задача - ознакомиться с ситуацией, подумать о каком симптоме кризиса 3х лет идет речь и озвучить свое мнение. (Дается несколько минут на размышление).

Ситуация №1

Ребенка с прогулки мама ведет домой, он устал, хочет домой, но не идет, сопротивляется (негативизм). Дома ребенок отказывается есть любимый суп (строптивость).

Ситуация №2

За завтраком и в обед отказывается надевать фартук (строптивость).

Ситуация №3

Одеваясь, ребенок отказывается от помощи воспитателя, хотя сам одеться не может (своеволие).

Ситуация №4

На предложение мамы пойти погулять, ребенок отказывается (хотя любит гулять). В ответ на реплику взрослого: «Не хочешь, не пойдем», говорит: «Хочу гулять!» (негативизм).

Ситуация №5

На прогулке мальчик уронил шарф. Бабушка поднимает и говорит ему: «Надень». Ребенок отказывается (негативизм). Через некоторое время он замерзает и хочет надеть шарф, но все равно отказывается (упрямство). Вернемся к имеющимся качествам детей и сопоставим их с симптомами кризиса. Делается вывод о том, что отрицательные способы поведения ребенка не вытекают из свойств его личности, а проявляются, как временное явление в связи с переходным периодом к новому возрастному этапу развития. Кризис трех лет – естественный этап в развитии ребенка. Все негативные черты можно списать на проявление кризиса.

Упражнение 3

Каждый из участников получает описание ситуации и поступок взрослого. Необходимо проанализировать ситуацию, дать комментарии поступку родителей, предложить свой вариант выхода из ситуации.

Ситуация 1

Перед выходом из дома ребенок упрямится, не дает застегнуть пуговицы. Мама резко застегивает пуговицы сама. Необходимо дать возможность ребенку одеться самостоятельно, помочь, подбодрить. Можно обыграть ситуацию; В свободное время обучить навыку застегивания пуговиц на игрушке.

Ситуация 2

Мама накрыла на стол. Родители готовы к приему пищи, а девочка не идет к столу. Мама реагирует следующим образом: «Я не знаю, звать ли Надю, у нас мало еды осталось, всего две тарелки». Девочка быстро пришла и все съела. То, что мама выбрала игровую форму взаимодействия – это правильно (результат очевиден). Не стоило исключать кого-либо из членов семьи, говоря о двух тарелках (лучше было сказать, что осталось три тарелки). Желательно заранее оповещать ребенка о предстоящем приеме пищи, чтобы он включил это в свои ближайшие планы.

Ситуация 3

Ребенок капризничает, закатывает истерики в общественном месте, привлекая внимание окружающих. Мама решительно берет его за руку и отводит в более спокойное место. Правильная реакция матери (следует первым делом увести ребенка от большого скопления людей, так как истерики рассчитаны на зрителей). В спокойном месте немного подождать и твердым уверенным голосом объяснить ребенку, что вы его очень любите, но такое поведение вас не устраивает.Если начать спорить с ребенком или кричать на него в общественном месте, его упрямство и негативизм вспыхнут с новой силой. Что-то объяснять в этом состоянии ребенку бесполезно.

Ситуация 4

По дороге домой из детского сада мама говорит ребенку: «Сейчас мы пойдем в магазин, а потом на качели». Ребенок противится: «Нет! Сейчас на качели!». Упрямится, кричит, не слушается. В результате, магазин закрывается, и мама ведет ребенка домой (вообще никуда не пошли).

Объяснить, зачем нужно в магазин (накормить папу, например).Использовать игровую ситуацию (ребенок играет в настоящего покупателя).Предложить добежать наперегонки до магазина. Хорошо, иди на качели, я пойду в магазин (скорее всего ребенок всё равно пойдет за мамой).

Ситуация 5

Папа собирает тумбочку. Ребенок с интересом крутится около него, лезет под руки. Папа отталкивает его, говорит: «Отойди, не мешай!». Позволить ребенку посмотреть, как папа работает, дать ребенку возможность «поучаствовать», разрешить помочь. Дать поиграть с неопасным инструментом. В этом случае ребенок, скорее всего, быстро удовлетворит свое любопытство и сам переключится на другую деятельность.

Ситуация 6

Мама с ребенком собираются к бабушке на День Рождения. Девочка не хочет надевать новое платье. Уговоры мамы не помогают .Учитывать желание ребенка при покупке платья. Поиграть в принцессу, в модельеров.

Ситуация 7

Новогодний вечер. Папа зажигает свечи. Ребенок: «Дай мне!». Папа: «Это не игрушка!». В результате начинается истерика. Попытаться отвлечь, переключить внимание (в Новый Год много способов заинтересовать ребенка). Игнорировать истерику. Продолжать радоваться празднику. Попробовать вместе поджечь (если ребенок обожжется, поймет, что опасно, так как горячо).

Вывод о том, что взрослые не всегда понимают ребенка и не всегда поступают правильно. Если грамотно выбирать тактику, не поддаваясь на собственные эмоции, не раздражаясь на действия ребенка, то симптомы кризиса проходят более мягко и в результате уходят из поведения ребенка. В противном случае они могут закрепиться и перейти в устойчивые черты личности. Следует понимать, что поведение ребенка в кризисный период является следствием личностного развития малыша. К трем годам формируется феномен «гордости за достижения», который заключается в потребности ребенка оценки его деятельности взрослым. В результате у ребенка формируется отношение к себе, опосредованное своим достижением. Появляется система «Я», и как следствие, собственные интересы и желания, которые вполне могут не совпадать с планами взрослых. Ребенок переживает открытие себя, у него появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу». У ребенка появляется самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим», то есть соответствовать требованиям взрослых, которые не всегда совпадают с внутренними потребностями ребенка. Ребенку психологически трудно, так как он переживает ощущение независимости и самостоятельности, но вместе с этим, по-прежнему нуждается во взрослых.В связи с этим родителям важно учитывать личностные изменения ребенка, принимать их, как показатель развития, и перестраивать систему взаимоотношений с ребенком на новый уровень, отличный от типа взаимоотношения в раннем детстве. Следует дать ребенку почувствовать, что он полноправный член семьи, самостоятельная личность, с которой нужно считаться и советоваться.




Упражнение 4

Путешествие в свое детство. Полезным упражнением для родителей для наиболее полного понимания своего ребенка является погружение в собственное детство. Стоит попробовать вспомнить неуловимые ощущения, желания в кризисный период. Если не удается перенестись в столь ранний период, можно вспомнить свой подростковый возраст и сопутствующие ему переживания, ведь все кризисы имеют схожую основу. И если сравнить эти два возрастных периода, очевидно, что у подростка намного больше возможностей выразить свои эмоции и разрешить проблему, чем у 3х летнего малыша. После данного упражнения стоит задуматься, в какого рода поддержке нуждается ваш ребенок.

Заключительный блок

Итак, кризис 3х лет можно сравнить с лодочкой в море наедине со стихией. Через некоторое время шторм проходит, и от кризиса нет и следа. А насколько сильным и долгим будет шторм, во многом зависит от взрослых.

Вопросы родителям

Что нового для себя открыли?

Изменилось ли отношение к кризису 3х лет?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!