Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Многочисленные исследования Н. С. Карпинской. Л. Н. Стрелковой, А. Н. Виноградовой, Р. С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга – это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провести беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка. В ходе беседы с детьми, оцениваем поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждаю детей переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя, разыграть этюд.
Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.
Воспитательные возможности русских народных сказок
в нравственном развитии детей.
Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, вдругом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в дошкольном возрасте. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать: как дружба помогает победить зло ["Зимовье"]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят"]; что зло наказуемо ["Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"].
Сказка не дает прямых наставлений детям [типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается - "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка". Мудрость восхваляется - "Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел". Забота о близком поощряется - "Бобовое зернышко"
План использования
художественной литературы
в воспитании честности и гуманности
«Маша и медведь» - чтение сказки;
- беседа по сюжету сказки;
- решение проблемных ситуаций.
- рисование иллюстрации к сказке «Честная Маша».
«Лисичка сестричка и серый волк»
«Мужик и медведь» - чтение сказки;
- беседа по сюжету сказки;
- решение проблемных ситуаций.
- рисование персонажей сказки «Честная Лиса».
- настольно-печатная игра «Собери сказку».
- пальчиковый театр по сюжету сказки
- чтение сказки;
- беседа по сюжету сказки;
- решение проблемных ситуаций.
- лепка «Медведь и репка»
- рисование по желанию детей [любой персонаж].
- разучивание песни А. Ростовского «Медведь».
- кукольный театр по мотивам сказки
«Заюшкина избушка»
- чтение сказки;
- беседа по сюжету сказки;
- решение проблемных ситуаций.
рисование на тему «Дружба Лисы с Зайцем»
Сюжетно-ролевая игра «Честная Лиса»
Кукольный театр «В гостях у зайца»
«Лисичка со скалочкой» - чтение сказки;
- беседа по сюжету сказки;
- решение проблемных ситуаций.
- раскрашивание раскрасок по сюжету сказки.
Настольно-печатная игра, пазлы «Лисичка со скалочкой»
Настольный театр: «Житьё-бытиё честной Лисички».
Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.
Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
Решение проблемных ситуаций:
«Маша и медведь» - Что могла придумать Маша, чтобы не обманывать Медведя?
- Как она могла ему рассказать о том, что хочет попасть домой, если бы была честная?
- Как закончилась бы сказка, если Маша была честной?
«Лисичка сестричка и серый волк»
- Что могла придумать Лиса, чтобы не обманывать мужика, если была бы честной?
- Если б Лиса не обманывала Волка, могли бы стать они друзьями, или нет?
- Как могла закончиться сказка, если б Лиса была честной в отношении Мужика и Волка?
«Мужик и медведь»
- Что случилось бы с Мужиком, если б он поступил честно с Медведем?
- Какие могли бы быть взаимоотношения между Мужиком и Медведем, если б Мужик не обманул Медведя?
- Как могла закончиться сказка, если бы Мужик поступил честно?
«Заюшкина избушка» - Что могла придумать Лиса, чтобы Заяц пустил её погреться, если бы была честная?
- Смогли бы стать друзьями Заяц и Лиса, если б Лиса попросилась погреться в избушку честно?
«Лисичка со скалочкой» - Как жила б Лиса, если была бы честной?
- Если Лиса честно попросилась бы в избу переночевать и покушать, пустили б хозяева её или нет?
- Если бы хозяин-мужик поступил честно по отношению к Лисе, (не положил в мешок собаку, продолжала б Лиса всех обманывать или нет?
Рекомендации литературы для детей дошкольного возраста для воспитания гуманных чувств и отношений со сверстниками