СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации педагогам по изучению социализированности личности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

         В развитии  учащихся нашей школы  возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения. Эти отклонения проявляются в школьной неуспеваемости детей; отсутствии интереса к учению, труду, организационному досугу; недисциплинированности; нарушении прав окружающих людей; конфликтности; высокий уровень тревожности; наличии нежелательных качеств личности (лени, лживости, эгоистичности, грубости), употреблении алкоголя; в правонарушениях.

    Все данные проблемы мы должны учитывать при создании воспитательной системы школы. А для её эффективного функционирования необходимо своевременно получать данные об изменениях, происходящих с личностью обучающегося. Следовательно, мониторинг является объединяющим началом психологического и педагогического исследования с целью получения целостного представления о личности учащегося, что крайне необходимо для плодотворного развития воспитательной системы.

Я предлагаю методику для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым) -  это  инструментарий, позволяющий измерять такие показатели как: социальная адаптированность, социальная активность, социальная автономность.

 Цель данной методики - выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам по изучению социализированности личности учащихся.»





























В развитии учащихся нашей школы возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, установленных в обществе норм поведения и общения. Эти отклонения проявляются в школьной неуспеваемости детей; отсутствии интереса к учению, труду, организационному досугу; недисциплинированности; нарушении прав окружающих людей; конфликтности; высокий уровень тревожности; наличии нежелательных качеств личности (лени, лживости, эгоистичности, грубости), употреблении алкоголя; в правонарушениях.

Все данные проблемы мы должны учитывать при создании воспитательной системы школы. А для её эффективного функционирования необходимо своевременно получать данные об изменениях, происходящих с личностью обучающегося. Следовательно, мониторинг является объединяющим началом психологического и педагогического исследования с целью получения целостного представления о личности учащегося, что крайне необходимо для плодотворного развития воспитательной системы.

Я предлагаю методику для изучения социализированности личности (разработана профессором М.И. Рожковым) - это инструментарий, позволяющий измерять такие показатели как: социальная адаптированность, социальная активность, социальная автономность.

Цель данной методики - выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - всегда;

3 - почти всегда;

2 - иногда;

1 - очень редко;

О - никогда.

1. Стараюсь слушаться во все своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20


Обработка полученных данных: среднюю оценку социальной адаптнрованности обучающихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на 5. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности - с третьей строчкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный обучающийся (или группа учеников) - имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Высокий уровнень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с высоким уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».

В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.

Для учащихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора. В воспитательной работе со старшеклассниками именно на эту категорию детей стоит обратить особо пристальное внимание, чтобы помочь определится в жизни и выбрать правильный жизненный путь.







Используемая литература:

  1. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008.- 688 с.

  2. Психология педагогического взаимодействия. Я.П. Коломинский, Н.М. Плескачёва, И.И. Заяц, О.А. Митрахович. -  240 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!