СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации педагогам по обучению детей с задержкой в психическом развитии в условиях инклюзивного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам по обучению детей с задержкой в психическом развитии в условиях инклюзивного образования»

    Рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет.  В данном случае речь идет не о необратимом недоразвитии психики, а о замедлении темпа ее развития. Для детей этой категории учащихся характерны: незрелость эмоционально-волевой сферы, снижение потребности в общении, дезадаптивные формы общественного поведения, сниженный уровень работоспособности, познавательной деятельности,  памяти, внимания, восприятия, обусловливающий недоразвитие речи и мышления. Эти особенности развития, присущие в основном младшим школьникам, вызывают значительные трудности в процессе обучения, вследствие чего в исследованиях последних лет для характеристики этой группы учеников нередко используется термин «дети с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития».

Учитывая все вышесказанное, этим детям необходим особый подход.

Важным условием успешной коррекции и компенсации недостатков в психическом развитии детей с ЗПР является адекватность педагогического воздействия, которое возможно при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. обучении, стимулирующем развитие и соответствующем реальным возможностям ребенка.

К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, Е. М. Мастюковой с соавторами отнесены следующие:

  • создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

  • обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы;

  • использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

  • дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы — сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

  • организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

  • учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.

Рекомендации педагогам, работающим с детьми с ЗПР.

  • Нельзя допускать переутомление ребенка; при малейших признаках усталости необходимо менять содержание деятельности.

  • Стараться поддерживать психоэмоциональное благополучие.

  • Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их  выполнение.

  • Обучение навыкам эмоционального самоконтроля.

  • Поддержка ребенка со стороны  педагогов.

  • Обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном и бытовом материале.

  • Задания должны строиться по принципу от простого к сложному.

  • Педагогам необходимо стремиться к индивидуальному подходу.

  • Важно придерживаться последовательных требований в общении с ребенком.

  • Стараться разнообразить работу на уроке. Оптимально провести около семи смен деятельности за урок. Желательны задания, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение.

  • Необходимо избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

  • Не сравнивать ребенка с другими детьми или эталоном, не предъявлять завышенных или заниженных требований.

  • Сразу поощрять успехи и достижения ребенка.

  • Стремиться к индивидуальному подходу к каждому ученику.

  • Вводить проблемное обучение, повышать мотивацию учеников, используя в процессе обучения элементы игры. Давать больше творческих, развивающих заданий и избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

  • Во время уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

  • В случае затруднений при выполнении задания ребенку должна быть предоставлена возможность обратиться за помощью к педагогу.

  • На определенный отрезок времени давать только одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

  •      Для подкрепления устных инструкций использовать наглядные материалы (картинки, схемы, образец и т.д.).

  • Создавать ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.

  • Психологическую коррекцию внимания проводить в процессе деятельности, доступной детям с интеллектуальной недостаточностью (игровой, учебной, общения).






























Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





Рекомендации педагогам по обучению детей с задержкой в психическом развитии в условиях инклюзивного образования



Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Малышевская Диана





Ейск, 2023


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!