СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по написанию сжатого изложения по русскому языку. ГИА-9

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь учащимся по подготовке к сжатому изложению

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по написанию сжатого изложения по русскому языку. ГИА-9»

Рекомендации учащимся по написанию сжатого изложения (части 1 ОГЭ по русскому языку). Из опыта работы

1. Обучающемуся необходимо внимательно изучить критерии оценивания сжатого изложения (Приложение №1).

2. Прочитать тексты изложений, предложенные ФИПИ для организации подготовки и проведения ОГЭ по русскому языку.

3. При самостоятельной подготовке к изложению учитывать следующие моменты:

- во время первого прослушивания текста необходимо не только внимательно слушать, но и записывать ключевые фразы, слова,

- правильно выделять абзацы текста,

- в изложении должно быть не менее 70 слов (если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным).

- при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте,

- обучащийся должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте,

- количество микротем в работе обучающегося должно соответствовать количеству микротем в информации о тексте; последовательность микротем в работе должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте; должна быть соблюдена точность передачи информации в каждой из микротем.


4. В изложении нельзя допускать расширения информации исходного текста за счёт прибавления учащимся не содержащейся в прослушанном тексте микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом. Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла всего текста в целом. В этом случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.


5. Обязательным является сжатие исходного текста (Приложение №2 Приемы компрессии текста). ПОМНИТЕ: исключать можно только второстепенную информацию! (Пропуск одного из однородных членов, например, определений, не может считаться приёмом компрессии, если на протяжении абзаца больше не использованы другие приемы компрессии текста). Если учащийся не владеет приёмами компрессии (в изложении есть повторы, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной), то сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел. Такая ошибка ведет к снижению балла в ИК2.

6. Сжимая прослушанный текст, учащийся создаёт на его основе собственный. Этот текст должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом должна быть сохранена логика (последовательность изложения содержания) исходного текста.


Приложение №1


Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения (см. таблицу 2)



Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,

но

упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста



Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

1

Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3

7




Приложение №2


Основные языковые приёмы компрессии исходного текста:

  1. Исключение:

    • исключение повторов;

    • исключение одного или нескольких из синонимов;

    • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

    • исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;

    • исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.


Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

  1. Обобщение:

    • замена однородных членов обобщающим наименованием;

    • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

    • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

  1. Упрощение:

    • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена сложноподчинённого предложения простым;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена прямой речи косвенной.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!