1. Перед тем как ребенок первый раз пойдет в школу, родители должны несколько раз пройти с ним весь маршрут, показать места, где надо остановиться и куда смотреть. Если есть светофоры, объяснить, что переходить можно только на зеленый сигнал светофора (на желтый и красный переходить улицы и дороги нельзя, опасно). Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, можно сказать ему: «Я хочу посмотреть, как ты один пойдешь в школу». Младшие школьники должны учиться сами ходить в школу, но вначале под присмотром взрослых. При этом родители должны знать особенности реакции ребенка на движущийся транспорт и восприятия им окружающей дорожной среды, развивать у него наблюдательность как качество личности. Совместно с первоклассником можно придумать игру на развитие глазомера. Например, определять расстояние до приближающихся машин (далеко – близко), скорость (быстро – медленно), размеры (большие – маленькие). 2. Используя родительский авторитет, всегда показывайте пример в соблюдении Правил дорожного движения. Если мама или папа переходят дорогу на красный сигнал светофора последствий, то у ребенка в сознании фиксируется, что такова модель поведения. правила, родители закладывают основу будущей трагедии. 3. Положительные привычки у детей формируют в основном родители. Привычки как сложившийся способ поведения постепенно не выбегай на дорогу, если нет пешеходного перехода. В этом месте водитель не ожидает пешеходов и не может мгновенно остановить автомобиль; не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках; не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью дороги. Для игр есть двор, детская площадка или стадион; переходи дорогу только поперек, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину; никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя; когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься и скажи себе и ребятам: «Будьте осторожны». 5. Не запугивайте детей опасностями на улицах и дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность. Младшие школьники должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке. 6. Имеет значение и одежда ребенка. Капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф сковывают движения, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом также надо помнить и не кутать ребенка. 7. Используйте побудительные мотивы безопасного поведения: | приобретают характер потребности и со могут перерастать в устойчивые черты характера. Поэтому необходимо положительные привычки: играть только в специально отведенных местах, в парках; правильно и безопасно переходить улицы и дороги; в сложных дорожных уметь обращаться за помощью к взрослым. 4. Родители должны использовать методы внушения и убеждения, регулярно повторяя детям следующие установки: перед тем как выйти на проезжую часть, остановись и скажи себе: «Будь осторожен»; никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу; перед тем как выйти на проезжую часть, убедись, что слева, справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта; не выходи на дорогу из-за стоящих у тротуара автомобилей или других препятствий, закрывающих обзор; выйдя из автобуса, троллейбуса и трамвая, не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу в том месте, где она хорошо видна в обе стороны; нежелание ребенка огорчать родителей неправильными действиями; осознание возможных последствий неправильного поведения, которое может приводить к несчастным случаям и авариям. 8. Контролируя усвоение правил безопасного поведения, не следует в то же время заставлять ребенка механически заучивать трудные для него Правила дорожного движения. Главное – понимание, осмысление и осознание Правил. Тогда знания превращаются в умения и навыки (автоматические действия) и положительную привычку всегда их соблюдать. 9. Дома как можно чаще задавайте ребенку вопросы на развитие логики мышления. Например: «Что ты будешь делать, если на перекрестке не работает светофор?» Или: «Сломался автобус, все пассажиры вышли из него. Как они должны поступить? Какие опасности могут быть на перекрестке?» Очень хорошо, когда ребенок проговаривает свои действия вслух. Например: «Если я увижу, что едет машина, я подожду, когда она проедет, а потом буду переходить улицу по пешеходному переходу, а если его нет, то там, где дорога видна в одну и в другую сторону». Желательно, чтобы младшие школьники сопровождали слова движением тела и поворотами головы. |