СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации пo подготовке к олимпиаде по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В Рекомендациях показана структура новых олимпиадных заданий по  ИСТОРИИ, при этом даются советы учащимся, какие темы, разделы необходимо повторить, в связи с последними изменениями.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации пo подготовке к олимпиаде по истории»

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ ПО ИСТОРИИ НЕОБХОДИМО ПОВТОРИТЬ:

  1. Термины и их определения разных периодов: полюдье, барщина, оброк, ярлык, баскаки, бессермены, тиуны, численники, казаки, скань, гжель, хохлома, коллегии, Судебник, «Русская правда», тиун, посадник, тысяцкий, Сенат, Синод, приказы, коллегии, урочные лета, местничество, стачка, реформа, революция, фаворит, регент, Посольский приказ, Большой приход, Избранная рада, Большая казна, Нижегородская четверть,

  2. Чем знамениты данные местности с древности и по наши дни? Например: Вы должны знать какие из представленного списка являются населенными пунктами Московской области ( Жостово, Павловский Посад, Сергиев Посад, Гусь Хрустальный, Александрова Слобода, Дмитров, Истра, Ярополец, Наро-Фоминск, Дорохово, Волоколамск, Молоди, Можайск, Клин, Кашира, Нефедьево, Звенигород, Владимир, Суздаль) и являются:

  • хранителями кремля,

  • хранителями Красных ворот,

  • пунктами воинской славы,

  • пунктами воинской доблести,

  • наукоградами и т.п.

  1. Вариант 1. Рассмотрев портреты, выберите кто это и расскажите об их заслугах.

Например: Ярослав Мудрый, Андрей Курбский, Алексей Адашев, Стефан Яворский, Иван Висковатый, Иван Грозный, Петр Первый , Иов, Гармоген, Иван III, Иван Калита, Ломоносов М., Бирон, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Иоанн VI Антонович, Столыпин, Канкрин и т.п.

Вариант 2. Назовите сражения, изображенные на картинах. Укажите их даты. Могут быть даны картины на темы войны, осады, взятия городов, крепостей и т.п.

  1. Чем знамениты данные годы? Какие годы можно обьединить и по какой тематике?

862, 907, 911, 944, 1016,1223, 1240,1242, 1708, 1719, 1775, 1803, 1861, 1497, 1380, 1480, 1550и другие.

  1. Задание «верно ли» или «неверно» утверждение? Ответ оформляется в виде таблицы.

  2. Задания по исторической карте. Могут быть войны разных периодов Российской истории. Например: Ливонская, Русско-турецкая, Отечественная война 1812г., Северная война, Крымская, Кавказская, Русско-японская, Первая мировая и т.п.

  1. Назовите сражение, события которого отражены на карте.

  2. В ходе какой войны оно произошло? Укажите годы войны.

  3. Укажите государства, которые были противниками России в этой войне.

  4. Какие важные объекты, связанные с событиями этой войны.

  5. На каких еще фронтах происходили сражения этой войны?

  6. Какие последствия для хода войны имели итоги битвы?

  7. Как называется мир, завершивший этот конфликт?

  8. Герои и полководцы этой войны.

7. Задание на соотношение изображений военных и государственных деятелей, деятелей культуры с картинами, произведениями, научными открытиями, фрагментами их высказываний. Необходимо назвать имена (ФИО) этих деятелей. (Портреты могут быть князей, патриархов, царей, реформаторов, полководцев, партийных лидеров и т.п.)

1. « А которые городы и земли в сей прошлой войне от коруны Польской и Великого княжества Литовского завоеваны суть, и оставают во владении и в Державе его царского величества, се есть Смоленск со всею Северскою землею, с городами и с уездами, которые от того краю от Витебского и от Полоцкого и от Лифляндии, от Лютинского yездoв до Смоленска, то есть Дорогобуж, Белая, Невель, Себеж, Красное, також и Велиж

2. «И то постановили есмь, чтоб обои великие государи послали до хана Крымского и в своих грамотах сей утверженный покой ему объявили, чтоб для соседства Xaн Крымский с своими ордами был нашим великим государем в общей дружбе и в любительных ссылках, а от войны достаточно перестал, понеже великие государи наши уж меж собою в братской любви пребывают; а буде хан Крымской тем возгордит и в соседстве общим приятелем быти не похочет, и войны своей достаточно не престанет, тогда так вУкрайне, как и в Киеве, и в Запорогах, и в иных Украйных ropoдех, по обоим сторонам реки Днепра обои войска, так коруны Польския и Великого княжества Литовского...»

3. За последние три месяца я много размышлял о войне и о мире. Я ежедневно получаю телеграммы, письма, адреса и пр. с просьбой не подписывать мир на тяжелых условиях. Всякий порядочный русский согласен продолжать войну до конца, если Япония будет настаивать на двух пунктах: ни пяди нашей территории, ни одного рубля вознаграждения за военные расходы. А именно в этом Япония не желает уступить. Меня же ничто не заставит согласиться на эти два требования.

4. Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с Земским собором. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли.

5. Милейший Ники. Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны ставка, с честью проигранная. Он сделал все, он него зависящее, что исполнить твои желания, но провидение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца. Я глубоко сочувствую и ему и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение в Корейском проливе отнимает всякую надежду на то, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Владивостока, который едва ли будет в состоянии долго сопротивляться без поддержки флота.

6. С войной все неважно. Будет ужасный удар, если возьмут Порт Артур, тем более что занятие его будет сопровождаться ужасной бойней. Помоги бог несчастным русским людям, там находящимся и безвинно страждущим. Я почитаю, что Германия во много виновата, что направила все наши помыслы и силы на Дальний Восток, так что Россия во всех остальных насущных вопросах как бы осиротела. Я уверен, что наедине германский император не без удовольствия потирает себя руки.

7. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на будущем ведении упорной войны. Судьба России… все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны до победного конца

8. Осыпаемые целый день шрапнелью, наши войска с редким упорством отстаивали порученные их обороне позиции. Подготовив атаку артиллерийским огнем, японцы несколько раз штурмовали позиции 1-го корпуса. Некоторые из самых передовых наших укреплений после упорной обороны их переходили в руки японцев, но каждый раз мы вновь овладевали ими ударом в штыки, причем японцы оставили массу убитых после штыковой схватки.

8. Задание на расположите в хронологической последовательности:

Например: реформы Петра 1, реформы Александра II, реформы Столыпина и т.п.

9. Работа с отрывком из документа по заданиям: Прочитайте внимательно данный отрывок и ответьте на все вопросы к нему.

10. Задание на соотношение событий отечественной и зарубежной истории, произошедшие в одно время (с разницей до 5 лет не больше.).

Например: 1. Походы Святослава. 2. Крещение Руси 3. Битва при Нанси и гибель бургундского герцога Карла Смелого 4. Галицко-волынский князь Роман Мстиславич занимает Киев.5. Правление Ивана Грозного. 6. Флорентийская уния 7. Изгнание великого князя киевского Изяслава Ярославича в Польшу 8. Основание династии Капетингов. 9. Поражение в борьбе за московский престол и ослепление Василия Косого. 10.Четвертый крестовый поход. 11. Присоединение Новгорода к Московскому государству. 12. Начало борьбы Священной Римской империи и папства. 13. Первая Мировая война. 14. Походы Наполеона. 15. Правление Александра Первого. 16. Царствование Николая 1. 17. Покушение Г. Принцыпа. 18. Разгон Учредительного Собрания. 19.

11. Задание по выбору верных отвеов из перечня (может быть несколько верных ответов). Это как тест, но еще надо пояснить, т.е. обосновать свой выбор. Например: 1. Что являлось характерной особенностью экономического (может быть политического или культурного) развития России конца ___– начала ___в. (Может быть указан любой период к.16-17вв; к.18- н..19вв; к.19-н.20вв.) а) ведущая роль государства и государственного регулирования в экономике (политике, культуре); б) широкое привлечение иностранного капитала (иностранных ученых, технических разработок) и т.п.; в) значительные масштабы вывоза капитала за рубеж (обучение за рубежом, экспорт своих разработок и т.п.); г) высокий уровень концентрации производства (высокий уровень развития, привлечения новейших технологий)); д) преобладание промышленного производства над сельскохозяйственным (преобладание европейского над традиционным русским и т.п.). Ответ: ___________________________________________________________

2. Что характеризует положение рабочих (может быть сказано крестьян, казачества в России в кон. ___ – нач. ____ в. развития России конца ___– начала ___в. (Может быть указан любой период к.16-17вв; к.18- н..19вв; к.19-н.20вв.) а) высокая концентрация рабочих на заводах и фабриках; б) ограниченная продолжительность рабочего дня; в) продуманная система социальных льгот и гарантий; г) жесткая система штрафов; д) низкая заработная плата; е) отсутствие прав и свобод.

Ответ: __________________________________________________________

13. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ).

  • Исторические эссе. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории.

  • Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе.

  • Ваша задачасформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

  • При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

5. Представляете позиции исследователей-историков по избранной Вами теме.

  • При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Умение сформулировать и раскрыть проблему, содержащуюся в теме эссе.

3. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

4. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

5. Четкость и доказательность основных положений работы.

6. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. (Очень ВЫСОКО оценивается)!

Темы эссе прошлых лет были различных исторических эпох нашей родины.

Например:

  1. «Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на будущем ведении упорной войны. Судьба России… все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны до победного конца» (Из Манифеста об отречении Николая II)



  1. «Вспоминая поездки в зарубежные страны, в которых мне довелось быть рядом с Хрущевым, я сейчас убежден, что именно тот визит в Америку был звездным часом Никиты Сергеевича. Тогда проявились его лучшие качества… Симпатии американцев росли к нему с каждым днем, газеты писали, что если бы он выставил собственную кандидатуру на выборах любого уровня в США, то, скорее всего, победил бы.» (В.М. Суходрев).



  1. «Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях» (Д.С. Лихачѐв).



  1. «Триумфальная победа над Тверью означала конец затяжной борьбы со старинным соперником Москвы в деле объединения русских земель. С ликвидацией самостоятельности Тверского Великого княжества Московское превращалось в общерусское». (А.А. Зимин).



  1. «Иван III есть герой не только российской, но и всемирной истории…При нем Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Европы и Азии, спокойная внутри и не боясь врагов внешних» (Н.М. Карамзин).



  1. «Тот путь централизации через опричный террор, по которому пошел Грозный, был разорительным и даже гибельным для России» (В.Б. Кобрин).



  1. «Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с Земским собором. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли». (В. О. Ключевский)



  1. «Изумительные успехи императрицы Екатерины II и русского народа служат достаточно веским доказательством того, что Петр Великий строил на твердом и прочном основании». (Вольтер)



  1. «Александр I хорошо понимал, что России необходима конституция, необходимо освобождение крестьян, пытался достичь этого, но потерпел неудачу». (С. В. Мироненко)



  1. «Достоевскому на современников не повезло. Его как писателя, религиозного мыслителя открыл русский Серебряный век, русская религиознофилософская критика. А мир открыл Достоевского только после Первой мировой». (Б.Н. Тихомиров).

Темы развернутых ответов прошлых лет: (Необходимо выбрать одну тему и объяснить, дав развернутый, аргументированный ответ).

1.Когда и при каких условиях Волга стала русской рекой?

2.Почему, несмотря на угрозу татарских набегов, Россия, начиная с XVI века, активно осваивала южные степные территории?

3.В связи с чем возникла поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и что это означало? 4.Почему в XV-XVII веках постепенно усиливается зависимость крестьянина от землевладельца?

5.Почему при Петре I Россия провозглашается империей? 6.Почему А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым русским университетом»? 7.Почему во второй половине XIX в. в России возникает интерес к русской национальной культуре и искусству? 8.Почему, помимо коллективизации и индустриализации, важным компонентом сталинской модернизации стала «культурная революция»?



УДАЧИ В ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИАДЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!