СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по применению уровневой дифференциации

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации по применению уровневой дифференциации

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по применению уровневой дифференциации»

Сосковец Татьяна Анатольевна,

МБОУ СОШ №50, учитель математики


Рекомендации по применению уровневой дифференциации


1. Удобнее всего использовать уровневый тематический контроль, работая крупными блоками. Теоретический материал компактно рассматривается на первых уроках темы, а затем проводится отработка умений и навыков по уровням. Процесс усвоения материала будет более упорядоченным и целенаправленным, если следовать принципу последовательного продвижения по уровням: сначала на уровне 0 (узнавание, понимание), затем работать на I уровне, и только после этого переходить к решению задач II уровня. Четкое выделение уровней и последовательное продвижение помогут избежать ошибок, когда на повторительно-обобщающем уроке учитель предлагает деятельность, не соответствующую уровню усвоения материала.


2. Учащимся необходимо знать содержание контрольных работ заранее. Это может быть представлено в различных формах, например, на нулевом уровне в виде вопросов, на первом уровне в виде списка типовых задач по теме, а на втором уровне в виде примерных задач. Требования к уровням должны быть открытыми для учащихся, а также должны быть установлены нормы оценивания. Задачи первого уровня должны быть выполнимыми для всех учеников.


3. Уменьшение количества стандартных задач, которые обязательно должны освоить все ученики, за счет исключения сложных комбинированных задач, не означает снижения качества преподавания математики. Изучение теоретического материала и разбор сложных комбинированных задач должны проводиться в полном объеме, иначе ученики, способные усвоить математику на высоком уровне, могут столкнуться с проблемами в учебном процессе. Дифференцирование должно осуществляться не путем изменения уровня преподавания для разных групп учеников, а путем изменения уровня требований к усвоению материала. Уменьшение минимального обязательного уровня означает ориентацию на реальные возможности учеников, которым трудно осваивать математику, учет их индивидуальных особенностей. Важно, чтобы учебные задачи были посильными для учеников и соответствовали их индивидуальному темпу усвоения материала.


4.

Ученики продвигаются по уровням усвоения материала индивидуально, в зависимости от своего темпа обучения. Если контрольные тесты 1 уровня показывают, что часть учеников не освоила типовые задачи, им необходимо повторно отработать эти задачи и пройти еще один тест на этом уровне. Более быстрым ученикам можно предложить досрочную сдачу тестов.

Ученики, успешно справившиеся с материалом на 1 уровне, переходят к заданиям 2 уровня и образуют мобильную группу. Состав этой группы будет меняться: к ней присоединятся ученики, сдавшие повторный тест 1 уровня, и часть учеников покинет группу после зачета 2 уровня, переходя к заданиям 3 уровня. Таким образом, формирование уровневых групп и их изменение основаны на индивидуальных успехах учеников, выявленных на контрольных тестах.


5. Работая таким образом, легко реализовать принцип добровольности в выборе уровня усвоения материала. Зная содержание знаний на всех уровнях и нормы оценивания на каждом из них, ученик самостоятельно решает, на каком уровне осваивать материал и какую отметку установить в качестве цели. В процессе обучения формируются навыки планирования и саморегуляции деятельности. Ученик перестает быть пассивным наблюдателем и становится активным участником учебного процесса. Он имеет возможность выбора и несет ответственность за результаты своего выбора, что способствует его личностному развитию. Ученик развивает адекватную самооценку, соответствующую его уровню. Исследования показывают, что, если ученик успешно освоил один уровень и уверенно справляется с типовыми задачами, он стремится продвигаться дальше и перейти на следующий уровень. Заинтересованность в результатах своего труда и положительная мотивация являются факторами, которые позволяют ученику "учиться векторно".


6. Использование уровневого подхода позволяет целенаправленно отбирать материал, планировать урок с ясно поставленной целью достижения определенного уровня и выбирать формы проведения занятий в соответствии с этой целью. На уроках, где основная цель - овладение материалом на 0 и 1 уровнях, преобладают фронтальные формы работы, ориентированные на взаимообучение и взаимоконтроль. В уроках, направленных на достижение 2 и 3 уровней, когда класс разделен на группы с разным уровнем подготовки, предпочтительны дифференцированные групповые и индивидуализированные формы занятий.


7. Оценка должна отражать уровневый подход при контроле, основанный на достижении всеми учащимися минимального базового обучения. При этом достижение 1 уровня оценивается двухбалльной оценкой (зачтено-незачтено, верно-неверно, «3» и т.д.). Если ученик достигает 2 уровня, его работа может быть оценена отметкой «4», а только при выполнении работы 3 уровня ученик может получить отметку «5». Таким образом, оценка отражает уровень усвоения учеником материала. Общедидактические нормы оценивания позволяют выставлять положительную оценку за достижение учеником 0 уровня.


8.

Уровневый контроль, который проводится с использованием тестирования, заканчивается уровневой контрольной работой, которая может быть тематической или итоговой.


Я считаю, что дифференцированный подход создает индивидуально ориентированную среду для развития, воспитания и поддержания здоровья учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!