СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по развитию словесно-логического мышления, Коробков Д.А. Тьюторское сопровожденние

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по развитию словесно-логического мышления, Коробков Д.А. Тьюторское сопровожденние»

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Недостаточное развитие в школьном возрасте словесно-логического мышления, имеет следующие особенности:

  • поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

  • неспособность синтезировать информацию;

  • неумение планировать;

  • неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

  • трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата

Принято считать, что у дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребёнка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь школьников в условиях речевой патологии.

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Если взрослый сконцентрируется на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.

Упражнения на простейшие умозаключения с опорой на словесное описание

I. Посылки простой логической структуры выражают отношения порядка между данными объектами. Вывод основан на отношении порядка.

-Люда не старше Гали. Галя не старше Люды. Кто из них моложе?

-Саша выше Димы, а Дима выше Светы. Кто выше – Саша или Света?

-Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

-Саша выше ростом Миши, а Миша ниже Серёжи. Назови имя самого высокого мальчика.

-Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея. Кто легче – Алёша или Андрей?

-5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему?

  1. Посылки – составные предложения, содержащие логические связки. Вывод основан на свойствах логических связок.

-Лена живёт на четвёртом или пятом этаже. Лена не живёт на пятом этаже. На каком этаже живёт Лена?

-Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат?

-В выходной день наш класс ходил в кино или в зоопарк. Наш класс не ходил в кино. Какой вывод правильный? Наш класс ходил в зоопарк. Наш класс не ходил в зоопарк.

  1. В посылках содержится (или подразумевается) логический квантор общности (все, всякий, каждый и т.п.). Выводы основаны на смысле этого квантора.

-Все ученики 5 «А» класса – спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша - спортсмен. Саша – не спортсмен.

-Все растения обладают свойствами питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья?

-Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга – это река. С какой буквы пишется это слово?

-Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ:

а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках.

б) Серёжа – хоккеист.

в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках.

г) Серёжа не хоккеист.

-Деревянные предметы не тонут в воде. Камень тонет в воде. Выбери правильный ответ: а) Некоторые предметы тонут в воде. б) Камень не деревянный.

в) Некоторые предметы не деревянные.

г) Камень – тяжёлый предмет.

Рекомендации по развитию мышления и речи

  1. Общаться с детьми на их возрастном уровне

  2. Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.

  3. Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.

  4. Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.

  5. Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.

  6. Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!