СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации психолога для родителей

Просмотр содержимого документа
«Как организовать обучение ребенка на дому и не поддаться панике»

Как организовать обучение ребенка на дому и не поддаться панике?

(Советы родителям)


В России массовый карантин. Детей распустили по домам учиться дистанционно, родителей переводят на удаленную работу. При этом взрослые оказались в непривычной и сложной для себя ситуации: одновременно нужно быть и мамами-папами, и сотрудниками своих предприятий, и отчасти педагогами, взяв на себя некоторые функции учителей по организации образовательного процесса. Все это – на фоне угнетающих новостей из вне. Как в такой ситуации сохранить самообладание и спокойную атмосферу в семье?


Дистанционное обучение: жесткий тест или хорошая возможность?

Дистанционное обучение – серьезный вызов для детей и родителей, жесткий тест на степень самостоятельности и ответственности детей, на умение организовывать свою жизнь и управлять ею, на сформированность умения учиться и учебно-познавательной деятельности. При этом дистанционное обучение можно воспринимать и позитивно – как возможность для ребенка, особенно старшеклассника, учиться самому быстрее, чем в школе.


Советы психолога:


Важен диалог и уважительное, дружелюбное общение, чтобы ребенок сам принял решение, что он будет выполнять задания учителя. Обсудите с ним, что ему поможет и что может помешать. Пусть он напишет свое намерение на бумаге. Собственное решение, зафиксированное письменно, станет для школьника психологической опорой, к которой можно обращаться. Оно отличается от обещания родителям, то есть внешней системе управления жизнью, в которой преобладает ответственность взрослых.

В конце каждого дня подробно обсуждайте с ребенком что получилось, а что пока нет. Для понимания успехов и трудностей задавайте открытые вопросы, обращенные к конкретному опыту: что, как, для чего, зачем, что чувствовал, как это получилось или не получилось и т.д. В свою очередь давайте ему развернутую положительную обратную связь: опишите конкретный успешный опыт ребенка, выразите радость, восхищение, уважение. И не жалейте объятий.

Большинство школьников плохо чувствуют время и не умеют его планировать. Помогите ребенку составить план на каждый день, а вечером подробно его проговорить и мысленно прокрутить «видеофильм» завтрашнего дня. Важно, чтобы у школьника перед глазами были часы и таймер, который фиксировал бы окончание запланированного периода. Полезно разбить работу на отрезки по 15-20 минут (в трудных случаях – до 7-10 минут), между ними делать пятиминутный перерыв, в который можно заниматься чем угодно.

Без внешних стимулов и санкций, согласованных с ребенком, не обойтись. Например, один пятиклассник договорился с родителями о том, что ему через 45 дней купят аквариум с рыбками, о которых он давно мечтал. Договор составили письменно, а невыполнение его условий отдаляло исполнение мечты еще на один день. Рвение к учебе волшебным образом выросло.

Очень важна организация рабочего места. Все необходимое должно быть в зоне доступности руки, в то время как мобильный телефон и другие гаджеты – вне рабочей зоны. Экспериментально доказано: если смартфон находится в зоне досягаемости, пусть даже в выключенном состоянии, ребенок намного хуже решает математические задачи по сравнению с ситуацией, когда смартфон лежит в другой комнате.


Рекомендации родителям детей на дистанционном обучении:


  • В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.

  • Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослых. Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.

  • Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т.д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» из интернет-сетей!

  • Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении. Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.

  • Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.

  • Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.

  • Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить в него.

  • Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.

  • Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему.


Ребёнку также нужна помощь в организации досуга


Обычно распорядок дня у детей довольно обычный – утром они ходят в школу, учатся, отдыхают и едят в определенное время, затем посещают кружки по интересам, играют с друзьями и т. д. В ближайшие недели дети должны проводить большую часть времени с семьёй дома. Дома также необходимо сформировать ребёнку рапорядок дня, которыё позволит ему как учиться, так и играть и отдыхать.

Желательно составлять распорядок дня совместно с вашим ребёнком и договориться о том, как вы начнёте следить за его соблюдением. Существует риск, что дети будут проводить долгие часы дома в интернете, играя в видеоигры и за просмотром фильмов. Чтобы сделать домашнее время более осмысленным, необходимо осознанно помогать ребёнку в поиске занятий и заключать с ребёнком договоренности. Некоторые предложения:

  • Обязательно запишите в своём распорядке дня, когда и как долго вашему ребёнку разрешается проводить свободное время за экраном компьютера.

  • Вы можете посоветовать вашему ребёнку видеоролики с упражнениями, видео-лекции, игры для тренировки мозга и другие развивающие занятия в интернете.

  • Когда вы сами находитесь дома, привлекайте детей в уборку дома и приготовление пищи.

  • Найдите ребёнку подходящий по возрасту сборник рассказов и согласуйте количество страниц, которые он будет читать каждый день. Вечером поинтересуйтесь, что он прочитал, также можете прочитать главу в той же книге вместе с ребёнком и т. д.

  • В настоящее время не рекомендуется находиться в общественных местах, но всё же найдите возможность оставаться на открытом воздухе и заниматься спортом – например, прогуляться, поехать на море, в лес или на природу.

  • Поищите в шкафах все забытые настольные игры и проводите время со своей семьёй.

Дети всех возрастов нуждаются в любви и внимании своих родителей – даже подростки, которые не всегда сами об этом просят. Не забывайте слушать своих детей, по-доброму общаться и успокаивать их.


Успехов Вам обучении! Взаимопонимания, терпения и любви!

Просмотр содержимого документа
«Как привить интерес к чтению»

К ак привить интерес к чтению?


  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.

  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

  • Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

  • Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.

  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

  • В доме должна быть детская библиотечка.

  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).

  • Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

  • Д етям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

  • Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.



Просмотр содержимого документа
«Синдром четвертой четверти» или «Как поддержать ребенка в период завершения учебного года»

«Синдром четвертой четверти» или «Как поддержать ребенка в период завершения учебного года»


К концу учебного года изменяется характер и количество школьных трудностей:

Увеличивается число детей с отрицательным отношением к школе в целом, с негативным отношением к ряду учебных предметов.

Растет число детей с двигательной расторможенностью, неустойчивой работоспособностью, повышенной тревожностью, нередко и страхами по отношению к школе.

Родители хотят видеть своих детей успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы, всевозможные кружки, индивидуальные занятия с учителем по математике.

Школьные психологи все чаще говорят о новом явлении - "синдроме третьей четверти". Этим термином называют постоянную усталость школьников, головные боли, сонливость, рассеянное внимание, жалобы на плохое самочувствие.

Откуда берется синдром и чем помочь детям?

Особенностей у весеннего период учебного года много: погода холодная, сырая, световой день только начинает увеличиваться, в школах много проверочных работ. Врачи добавляют: в этот период дети чаще болеют острыми инфекциями, у них начинается весенний авитаминоз. Все выше описанное провоцирует все возрастающее переутомление у детей.

Симптомы переутомления:

  • долго не может заснуть вечером, а утром его не добудишься;

  • стал плаксив и обидчив либо излишне подвижен, возбужден;

  • плохо ест;

  • только справившись с очередной простудой, опять заболевает.

Причин для переутомления у школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с учителями и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или нет – требует от него большого напряжения.

Ребенку не сидится на месте. Он не может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется. Часто дерется, что-нибудь ломает. Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно уложить спать. Как ни парадоксально, такая необузданная активность может быть следствием умственного переутомления.

В итоге дети начинают хитрить, чтобы снизить свою нагрузку, ну а у родителей должны быть свои хитрости, чтобы помочь и поддержать ребенка в этот сложный период.

Ваша помощь ребенку:


  1. Режим отдыха и занятий должен быть постоянным.

Интересный факт: Самая большая усталость наваливается на детей в четверг. Кроме того важно тщательно соблюдать привычный режим дня. Добавьте в дневной распорядок повышающие иммунитет спортивно-оздоровительные упражнения и закаливания, не забывайте про витамины. Больше внимания уделите прогулкам и сну. Спать дети в этом возрасте должны 9-10 часов, а гулять 3 часа.

  1. Работать нужно рациональном и щадящем режиме. И здесь у нас вторая хитрость - не перегружать голову.

Никто не спорит, что ребенок ходит в школу умственно развиваться. Но если вы видите, что дитя устало, хоть на время постарайтесь отложить дополнительные занятия иностранными языками, математикой, шахматами и т. д. Уделите больше внимания физической и двигательной активности.

  1. В период окончания учебного года учебное программой предусмотрено повторение пройденного материала. Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Предложите ребенку в качестве смены деятельности между уроками несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

  2. Сделайте массаж

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится – в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль. Запишите школьника на лечебную физкультуру и плавание. А расслабиться после учебного дня ему помогут мягкие поглаживающие движения в области шейно-воротниковой зоны, волосистой части головы и мышц лица.

  1. Будьте для ребенка примером

Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.

  1. Учитывайте индивидуальность ребенка

Дети все разные и по устойчивости внимания, и по организованности. И все же гигиенисты советуют младшеклассникам начинать приготовление уроков с письменных заданий. Ни один предмет не дается ребенку с таким трудом, как письмо, особенно первоклашкам. Много и хорошо писать младшим школьникам еще просто не под силу.

  1. Доброе слово творит чудеса

И не забывайте почаще хвалить ребенка, даже если его успехи пока невелики. Чем больше хвалите, тем он больше старается.


Как относится к отметкам ребенка?


  • Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

  • Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

  • Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

  • Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

  • Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.

  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

  • Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

  • У страивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!