Рекомендации родителям и учителю для укрепления
социально-психологического здоровья подростков
Автор: учитель начальных классов
МОУ СШ 129 Советского района Волгограда
Дедковская Снежана Олеговна
(статья в рамках темы самообразования)
Неотъемлемой частью в укреплении социально-психологического здоровья ребенка играет его семья. Именно в семье закладывается фундамент личности ребенка. Социально - психологическое здоровье – это стабильное функционирование психики, обеспечивающее гармонию между социальными, психологическими и психическими компонентами, которые обусловлены наличием позитивного «образа Я», потребности в саморазвитии и самовоспитании, а так же отсутствием заболеваний и успешной социализации и адаптации в окружающей среде. Родителям необходимо учитывать следующие рекомендации для укрепления социально-психологического здоровья ребенка:
1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Здоровая атмосфера в семье, стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание.
2) Содействовать эмоциональному благополучию. Родителям следует больше общаться с ребенком, обсуждать позитивные темы вместе, установить доверительные отношения друг с другом.
3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с другом и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Важную роль в укреплении и сохранении социально-психологического здоровья детей и подростков в условиях образовательного учреждения играет педагогический коллектив, а в частности классный руководитель.
Нами предложены рекомендации в направлениях работы классного руководителя по сохранению и укреплению социально - психологического здоровья подростков:
- формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом (коллективные творческие дела (подготовка к праздникам);
- совместные мероприятия с родителями (туристические походы, спортивные соревнования);
- организация ученического самоуправления (самостоятельная работа учащихся по организации жизни классного коллектива). Участие в областных профилактических программах, классные часы и беседы, способствующие сплочению учащихся.
- создание условий для саморазвития каждого ребенка, т.е. развития личности учащегося (организация ученического самоуправления (работа внутриклассных центров со сменным составом);
- создание ситуации успеха (конкурсные мероприятия внутри класса, школы, города, области);
- игры (развивающие, деловые, дидактические);
- технология "Портфолио" (папка-накопитель достижений на каждого учащегося).
- Работа с родителями (тематические сообщения по профилактике нарушений психологического здоровья, роли родителей в формировании классного коллектива, профилактике нарушений детско-родительских отношений.)
- Проведение профилактических мероприятий с привлечением специалистов разного уровня.