СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации  для родителей детей с СДВГ.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)


В самом начале пути родителям и педагогам не­обходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребенку.

Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.

В общении с этими детьми недопустим попусти­тельский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипу­лировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но помните о том, что делать это надо не слишком эмоционально.

Важно научиться давать инструкции гиперактив­ному ребенку. Указания должны быть немногослов­ными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти в комнату, уб­рать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следую­щее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Как и в общении с другими детьми, с гиперак­тивным ребенком взрослому необходимо быть осо­бенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулироваными, продуманными. Ребенок дол­жен четко знать, какие санкции последуют за на­рушением запрета.

Постепенно взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его лю­бимую песенку, постепенно снижая громкость го­лоса. Можно предлагать ребенку несколько дей­ствий на выбор.

Гиперактивному ребенку трудно переключить­ся с одного действия на другое. Поэтому необхо­димо заранее предупредить ребенка о начале но­вой деятельности.

Причем очень хорошо, если это будет звонок

будильника или кухонный тай­мер. В случае выполнения просьбы родителей ре­бенка необходимо поощрить (не обязательно ма­териально).

Усталость этих детей выражается в двигатель­ном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к сни­жению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Одно из важнейших условий успешного взаимо­действия с гиперактивным ребенком - соблюде­ние режима дня. Все процедуры и виды деятельно­сти должны быть заранее известны ребенку.

Желательно выработать с ребенком систему по­ощрений. Например, за каждое хорошо и своевре­менно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во вре­мя обеда, совместное чтение, в зависимости от ин­тересов ребенка.

Важно помнить, что в общении с гиперактив­ным ребенком взрослому необходимо сохранять спокойствие, т. к. эти дети в большей степени склонны к манипулированию.

При подборе игр следует учитывать особеннос­ти гиперактивных детей: неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкцию. В играх этим детям трудно дожидать­ся своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому начинать необходимо с индивидуальной работы с ребенком, затем включать его в деятель­ность с 2-3-мя детьми, а затем и с большей подгруппой.

Гиперактивный ребенок требует особо бережно­го отношения к себе из-за своей эмоциональности и ранимости. Снизить эмоциональное напряжение поможет легкий массаж, приятные тактильные ощущения, психогимнастические игры.

Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитив­ное русло. Например, родители могут обучить де­тей играть в пальчиковые игры. Кроме своего пря­мого назначения, эти игры способствуют налажи­ванию отношений с ребенком.

Одним из важнейших факторов, влияющих на выздоровление ребенка с СДВГ, является доброе, спокойное и последовательное отношение к нему.

Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенно­сти нервной системы таковы, что порог чувстви­тельности к отрицательным стимулам очень ни­зок, поэтому они невосприимчивы к выговорам наказанию, но легко отвечают на малейшую по­хвалу.

Среди психолого-педагогических методов коррек­ции СДВГ особо выделяют поведенческую психо­терапию. Ее цель - изменение отношения окружающих ребенка в семье и учебном заведении. Комплексный подход - необходимое условие ус­пеха. Тесное сотрудничество детского сада и семьи включает следующие условия:

- постоянный обмен информацией;

- выработку единых принципов в отношении ребенка: система «вознаграждений», помощь и под­держка взрослых, участие в совместной деятель­ности.


Программа «вознаграждения» обязательно должна включать следующие моменты:

1. Каждый день перед ребенком ставится опре­деленная цель, которую он должен достичь.

2. Усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются.

3. В конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами.

4. Родители и педагоги обязательно сообщают друг другу о достижениях ребенка.

5. При значительном улучшении в поведении ре­бенок получает давно обещанное вознаграждение.

Примерами поставленных целей для ребенка­-дошкольника могут быть следующие: помощь ро­дителям по дому, примерное поведение, хорошее выполнение поручений в детском саду и дома, ак­тивное и плодотворное участие на занятиях и в играх и т. д. В разговоре с ребенком избегайте директивных высказываний. Дайте ребенку почувствовать, что он делает полезное для всей семьи дело, что на него надеются, что никто кроме него не сможет выполнить то или иное поручение. Ста­райтесь избегать одергиваний.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов сво­его ребенка. Примеры: вечерний просмотр телеви­зора на полчаса дольше положенного времени, при­готовление любимого десерта, поездка, посеще­ние каких-либо мероприятий, покупка долго ожида­емой вещи или игрушки и т. д. Но если вы что-то пообещали ребенку, а он выполнил необходимое поручение, вы обязаны сделать обещанное!


При неудовлетворительном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно должно быть немедленным и неизбежным (словесное неодоб­рение, временная изоляция от общения, лишение «привилегий» ).

Рекомендуется написать список того, что роди­тели ожидают от ребенка в плане поведения. Мож­но его нарисовать и в доступной форме объяснить ребенку, при этом стараться как можно реже ис­пользовать частицу «не» (вместо «не кричать» ­«вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»). После составления и обсуждения этого списка ро­дители и педагоги следят за неукоснительным вы­полнением ребенком этого списка и немедленно поощряют за его выполнение. От физического на­казания следует отказаться.

И родителям, и ребенку необходимо научиться таким психотерапевтическим методикам, как ви­зуализация, медитация, аутогенная тренировка;

1. Визуализация: мысленное слияние с вообра­жаемым предметом, картиной или процессом. Это создает эффект для восстановления умственного и физического равновесия.

2. Медитация: погружение в состояние спокойной сосредоточенности.

3. Аутогенная: тренировка: сознательное управ­ление некоторыми функциями организма. Дости­жение - мышечное расслабление. Саморасслабле­ние для гиперактивного ребенка - это позитив­ный опыт самоконтроля и своеобразная игра.

Неоценимое положительное влияние на детей оказывает общение с домашними животными. У родителей появляется возможность научить ребенка быть ответственным за свои действия и за жизнь другого, быть самостоятельным.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!