Рекомендации родителям заикающихся дошкольников по лексической теме: «Весна».
Рекомендуемая артикуляционная гимнастика «Сказка о язычке».
Давайте вспомним сказку про язычок и сделаем для него упражнения перед зеркалом.
1.Жил-был Язычок в домике-ротике. Зимой Язычок очень подолгу лежал в своей постельке, покажите, как он это делал («Лопаточка” ).
2.А весенним, солнечным деньком Язычок просыпается, моет круглое окошко - губы («Вкусное варенье»).
3.После этого Язычок выглядывает из окошка и прячется, уж очень ярко светит весеннее солнышко! («Змейка»).
4.Язычок надевает солнечные очки, смело смотрит вверх на солнышко, вниз - на землю («Качели»).
5.Мимо скачет лошадка, и язычок цокает вместе с ней («Лошадка»).
II. Дыхательное упражнение.
1.«Язычок играет» с любимой игрушкой-мельницей, показывает, как дует весенний ветерок (вдох через нос, выдох через рот).
2.«Весенний цветок». Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
В апреле, в апреле луга запестрели.
С прогулки букеты приносим в апреле.
Крапивы немного домой притащи –
Пусть бабушка сварит зеленые щи.
III. Игра «Наоборот».
Посмотри-ка за окошко, какое сейчас время года?
(Становится тепло, снег тает, деревья просыпаются, появляются цветы, прилетают птицы).
А зиму с весной не перепутаешь? Играем с мячом.
Зима ушла, а весна… пришла.
Зима холодная, а весна… теплая.
Зимой солнце морозит, а весной… греет.
Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
Зимой надевают шубы, а весной … куртки.
IV. Беседа с ребенком о признаках весны.
Ранней весной солнце начинает прогревать почву, снег тает, на реках начинается ледоход. На кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Весной возвращаются перелетные птицы, все птицы весной вьют гнезда, где высиживают птенцов. Просыпаются насекомые и их личинки. Поздняя весна наступает в мае, это пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Солнышко пригревает все ярче, идут весенние дожди. Скоро лето…
V. Речевые игры.
Игра «Расскажи, что происходит в природе весной».
Взрослый называет существительное, а ребенок рассказывает, что происходит с ним весной. Например, «птицы» — прилетают перелетные птицы, все птицы начинают вить гнезда и т.д.
Игра «Назови ласково».
Солнце-солнышко, лужа- лужица
Дождь — луг —
Цветок — земля-
Облако — роща-
Птица — вода-
Птенец — дерево-
Жук — ветка-
Гнездо- капля —
Трава — росток —
Лист — ручей —
Игра «Один- много».
Гнездо – гнезда перо — перо-
Дерево- птенец — детеныш —
Ветка- лист- зверь —
Почка- песня- цветок —
Игра «Весной бывает – не бывает».
Воробьи возвращаются из жарких стран.
Птицы вьют гнезда.
На деревьях распускаются почки.
Птицы улетают в теплые края.
Листья желтеют и опадают.
Листья распускаются.
Расцветают цветы.
На реке тает лед
Солнышко светит все ярче.
Сильный мороз.
Появляется первая травка.
Становится тепло.
Люди собирают урожай.
Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.
Пальчиковая игра «Весна»
К нам весна лишь заглянула (потянуть руки вперед)
В снег ладошку окунула(руки согнуты в локтях, «окунуть» ладошки
то тыльной, то лицевой стороной)
И расцвел там нежный(руки от локтей до запястий соединить,
кисти сложить в форме цветка)
Маленький подснежник(пальцы раскрываются, словно подснежник)
Составить рассказ о весне.
Какое время года наступило?
Назови весенние месяцы?
Какое солнце весной?
Что происходит весной со снегом?
Что происходит с деревьями, травой и цветами весной?
Что происходит с птицами и животными?
Какой труд выполняют люди весной?
Нравится ли тебе весна? Почему?