СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендация для родителей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

                    «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».              В. А. Сухомлинский                   

Просмотр содержимого документа
«Рекомендация для родителей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»»

Рекомендация для родителей

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»





Введение



«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». В. А. Сухомлинский

Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Сотрудники института по физиологии детей подростков установили, что существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.

Актуальность данного методического пособия определяется необходимостью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии правильной связной речи и формировании мелкой моторики пальцев рук. Представленные в методическом пособии материалы помогут педагогу сформировать у детей двигательные навыки пальцев рук и развитие правильной грамотной речи.

Цель: хочу поделится своим опытом работы, развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек.

3. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

4. Способствовать развитию творческих способностей «Нетрадиционной техники изобразительной деятельности.»

5. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.

6. Обогащать словарный запас.

Формы работы: совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми, мастер-класс.

Методы и приёмы:

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.

1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.

2. Дидактические игры: пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.

3. Самомассаж: шишки, массажные щетки, каштаны, грецкие орехи, массажные мячи.

4. Мастер- классы и занятия с детьми с использованием крупы, пуговиц, чая, ракушек, спичечной коробки, сушеных листьев, шишек, ушных палочек и т.д.

"Пальчиковые игры"

Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.

Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.

Рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

2. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.

3. Обязательна демонстрация упражнения педагогом.

4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, детей, точным переключение с одного движения на другое.

5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц, чтобы приносили детям радость.

6. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз с начало одной рукой потом другой, а после двумя руками вместе.

7. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов, при необходимости отдельным детям оказывается помощь.

8. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

Внимание!

Никогда не принуждайте детей! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте задания.

Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, конструктором.

Мозайка.

Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

Перечисленные комплексы я использую в ежедневной работе с детьми, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Использую игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика.

2. Самостоятельная деятельность

3. Организованная образовательная деятельность

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Прогулка

6. Самообслуживание

7. Работа с родителями

8. Индивидуальная работа

9. Продуктивная деятельность



В группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободны выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.

В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.

На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.

В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.

В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.

В театральной зоне: пальчиковый театр.

Педагогу необходимо знать



Перед тем как дети начнут работать с мелкими деталями обязательно проводится беседа по правилам безопасности работы с мелкими предметами. Педагог должен обязательно контролировать, чтобы дети не брали мелкие детали в рот.

Работы в подготовительной группе для детей 6-7 лет.

Нетрадиционная техника рисования.

1. «Рисование осенняя осина ватными палочками».

Рисунки могут выполнять дети с 5 лет. Так же мастер-класс будет полезен воспитателям, учителям начальных классов, ИЗО, родителям.

Цель: развитие творческих способностей детей через знакомство с техникой рисования ватными палочками.

Задачи:

- овладеть техникой рисования ватными палочками;

- развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус;

- воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы.

Оборудование: лист бумаги, кисть, краски, ватные палочки, емкость с водой, рисунки художников.





Ход занятия.

1. Вступление.

Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки рисовали картины тиской - размочаленной палочкой, выдернутой из обычного веника. В живописи существует такое стилистическое направление - пуантилизм. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.

«Осина»

В саду осеннем,

У дорожки,

Осина хлопает

В ладошки.

Вот почему

На той неделе

Ее ладошки

Покраснели.

Автор: Р. Сеф

Давайте посмотрим картины художников, которые использовали этот метод в своих работах.











2. Подготовка детей к практическому занятию.

Ребята, сегодня мы будем рисовать осинку при помощи ватных палочек. Принцип очень простой: макаете ватную палочку в краску и наносите точки на рисунок. Для разного цвета нужна своя ватная палочка. И если располагать точки чаще, то цвет получится более насыщенным.

3. Практическое занятие. Берем лист бумаги и рисуем ствол и веточки осинки кисточкой.

Ребята, мы приступаем к рисованию ватными палочками.

Берем ватную палочку, обмакиваем ее в оранжевую краску и ставим точки на веточках по контуру.

Чтобы отпечатки получились ровными и круглыми, ватную палочку необходимо держать строго вертикально и прижимать к листу с достаточным нажимом.

Аналогично прорисовываем листок желтой краской, зеленой.

Наша осенняя осинка готово.

















2. Пластилинография с элементами семян.

Мастер класс. «Милый, добрый ежик»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Творчество», «Ручной труд».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная.

Цель деятельности педагога:

Учить детей отщипывать пластилин и растирать его на листе бумаги, формировать у детей умение использовать для создания образа ежика семечки. Воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность в работе;

Развивать мелкую моторику, творческие способности и мышление;

Воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты развития интегрированных качеств дошкольника: эмоционально и заинтересованно следит за ходом занятия, участвует в игровых ситуациях.

Формы работы воспитанников: индивидуальная.

Демонстрационный материал: образец аппликации (изображение ежа);

Раздаточный материал: пластилин, - дощечки для пластилина,

- лист картона для фона;

- раскраска с изображением Ежика;

Ход занятия:

Воспитатель: а сейчас мы с вами слепим ежика.

Берем пластилин скатывать шарики для того, чтобы заполнить ежика, яблоко и травку, а затем дети «растираем» пластилин на листе бумаги. Формируем форму яблока и травки, создавая точные формы предметов «выкатываем колбаски тонкие из пластилина». Таким образом, получится наш самый добрый ежик.

Наблюдаю и оказываю посильную помощь





Воспитатель: у ежей есть враги, поэтому им приходиться защищаться. Ежи плохо видят, но у них хороший слух. Они быстро бегают, а что бы быстро бегать и нам с вами надо делать зарядку.

Физкультминутка.

Под огромной под сосной \дети тянут руки вверх

На полянке на лесной

Еж с ежатами бежит

Мы вокруг все оглядим \ приставляем руку ко лбу и глядим вокруг

На пенечках посидим \ присели

А потом все дружно спляшем \ пружинка

Вот так ручками помашем \ машем руками

Помахали покружились \покружились

И домой заторопились \ сели на стульчики.

Воспитатель: следующий этап нашей работы, семечки втыкаем боком, это иголочки ежика. Делаем из пластилина глазки, бровки, ротик и носик. И завершаем нашу работу рамкой, выкладываем тонкие полоски из пластилина.

Ежик готов!



3. Работа с детьми «Вершки и корешки»























4. Работа «Букет из шишек»



























5. Работа «Осенний венок»



Назначение: украшение интерьера, изготовление подарков.


Воспитатель: Незаметно украдкой подошла красавица осень. Мне нравится, как с деревьев опадают листья – словно золотой дождь.


Хочу поделиться с вами, как из бумаги сделать осенние листья, осенний венок.


Приметы осени:


В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

Если журавли летят высоко и поют - будет стоять хорошая осень.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит.

Облака редкие - будет ясно и холодно.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

Птицы со двора и опенки у пня — наступила осенняя пора.

Осенью гусь летит — к дождю, а лебедь — к снегу.


Пословицы и поговорки об осени


Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осень прикажет, а весна свое скажет.

Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.

Брюзжит, что худая муха в осень.

В осень и у воробья пиво.

В осень и у вороны копна, не только у тетерева.

В осень и у вороны копна хлеба.

Весна говорит: уклочу, а осень говорит: как захочу.



Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий...

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!


Автор: Г. Ключникова


Для работы необходимо: цветная офисная бумага, ножницы, клей карандаш.







Физкультминутка. «Листики».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Присесть)

Дунул ветер - полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (Присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял, (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели, (присесть)















Пошаговый процесс выполнения работы:



1. Лист бумаги формата А4 сложить пополам. По линии сгиба обвести шаблон кленового листа. Получается две заготовки из одного листа

2. сложить гармошкой размером 1,5 см.( Важно: начинать складку с самой широкой части.)

3. По центру закрепить леской. Самые длинные края листочка про-мазать клеем и склеить.





Работа с родителями

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Проведено анкетирование, которое показало, что 60% родителей не понимают, на сколько важно развитие мелкой моторики.

Разработан план работы с родителями. Организованы консультации: ««Полезные советы родителям по пальчиковым играм»», «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей», организована выставка литературы по теме, ознакомила с содержанием и необходимостью развития мелкой моторики детей, организована выставка работ совместно с родителями «Дизайнерский наряд».

В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки, консультацию для родителей.

Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.

Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.

Работа с педагогами.

Для педагогов подготовила и провела консультации:

«Значение занимательного материала в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста».

Мастер – класс «Кукла балерина» совместно с родителями.

Выставка ««Дизайнерский наряд».

Поделилась и показала опыт работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста».



Заключение

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям, не только речевых, но и общеобразовательных групп.



Список литературы.

1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика», изд. АСТ, 2007г. 2. Громова О.Н, Т.А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» Учебно – практическое пособие Изд.: «Гном и Д», Москва, 2001

3. Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудовании. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016

4. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику "ЭКСМО-Пресс, 2001г.

5. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика» Пособие для родителей и педагогов Изд.: «Родничок», Москва 2000

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" СПб, "Корона", 2007г.

7. Щербакова Т.Н. «Игры с пальчиками». Изд.: «Карапуз», 1998 год

8. Интернет ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!