СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендация для родителей: «Сказочные сюжеты по мнемотаблицам при проведении артикуляционной гимнастики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда, дефектолога. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендация для родителей: «Сказочные сюжеты по мнемотаблицам при проведении артикуляционной гимнастики»

Рекомендация:

«Сказочные сюжеты по мнемотаблицам при проведении артикуляционной гимнастики в ДОУ


Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда, дефектолога. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Артикуляционная гимнас­тика — совокупность специ­альных упражнений, направ­ленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движе­ний, участвующих в речевом процессе органов. Цели арти­куляционной гимнастики — выработка полноценных дви­жений и определенных поло­жений органов артикуляцион­ного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.

К этому хочется добавить, что артикуляционная гимна­стика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей  используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения. В предлагаемом материале вы найдете 20 артикуляционных упражнений, 3 артикуляционные сказки и мнемотаблицы. Вы можете использовать их все в комплексе или включать в занятия отдельные упражнения. Также можете поделиться с родителями, чтобы дети занимались не только в детском саду, но и дома.

Предлагается 20 упражнений для артикуляционной гимнастики. Их можно выполнять по отдельности или в комплексе, чередуя друг с другом. А чтобы вызвать у ребенка наибольший интерес к выполнению упражнений, используйте артикуляционные сказки. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Предлагаем вашему вниманию три сказки и к ним  мнемотаблицы, которые помогут ребенку лучше воспринять информацию:

  • артикуляционная сказка по Т.В. Мецлер «Жил-был язычок»;

  • артикуляционная сказка по Н.А. Лукиной «Ленивый котенок»

  • артикуляционная сказка «Волк и три поросенка».

В сказках мы пронумеровали упражнения так, как они стоят в перечне (артикуляционной гимнастики) , чтобы вам быстрее ориентироваться.

20 упражнений для артикуляционной гимнастики с детьми:
  1. Упражнение «Барабан»

  2. Упражнение «Вкусное варенье»

  3. Упражнение «Горка»

  4. Упражнение «Грибок»

  5. Упражнение «Заборчик»

  6. Упражнение « Змейка»

  7. Упражнение « Зубная щетка»

  8. Упражнение « Иголочка»

  9. Упражнение « Катушка»

  10. Упражнение « Качели»

  11. Упражнение «Лопаточка»

  12. Упражнение «Лошадка»

  13. Упражнение «Маляр»

  14. Упражнение « Месим тесто»

  15. Упражнение « Птенчик»

  16. Упражнение « Труба»

  17. Упражнение « Улыбка»

  18. Упражнение «Футбол»

  19. Упражнение «Часики»

  20. Упражнение «Чашечка»

Зачем выполнять артикуляционную гимнастику регулярно?

Если заниматься регулярно, это поможет улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость, подвижность артикуляционных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек. Ребенок научится удерживать артикуляционную позу, увеличит амплитуду движений, подготовится к правильному произношению звуков.

Когда нужна пассивная гимнастика?

Пассивную гимнастику применяйте, когда у ребенка нет возможности выполнять заданные движения. В этом случае учитель-логопед механически воздействует на органы артикуляции для воссоздания артикуляционной позы и движения. После пассивной гимнастики отработанные движения переводят в активный план, то есть ребенок начинает выполнять упражнения без механической помощи.

Когда нужна активная гимнастика?

Активная гимнастика – это система упражнений для органов артикуляции, которые ребенок делает сам по инструкции учителя-логопеда.

Только после того как ребенок освоит основные артикуляционные упражнения, можно приступать к постановке звуков. То есть задача активной гимнастики подготовительная: нужно выработать основные артикуляционные уклады. Такие упражнения необходимо выполнять ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись. Чтобы помочь ребенку со стертой формой дизартрии правильно произносить звуки речи, применяйте традиционные упражнения. Это комплексы артикуляционной гимнастики: пассивной и активной .

Мнемотаблица к артикуляционной сказке по Т.В. Мецлер «Жил-был язычок»









Мнемотаблица к артикуляционной сказке по Н.А. Лукиной «Ленивый котенок»












Мнемотаблица к артикуляционной сказке «Волк и три поросенка»














Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, необходимо стремиться выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала.

На занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики используются  интерактивные, новейшие формы, в создании которых  участвуют  и дети:

- «Театр пальчиков и Язычка» (или сопряженная гимнастика);

- Встречи с героями «Весёлых полянок»;

- Артикуляционный комплекс с трафаретами «Весёлых Язычков»;

- Адаптированные сказки с движениями (мультимедийная презентация);

- Сочинение историй из жизни Язычка с использованием картинок-образов «Звукознайкин и все-все-все»;

- Выполнение артикуляционных упражнений с  применением  «волшебных  палочек – помогалочек»;

- Нетрадиционные упражнения с бусиной, драже и ложкой для совершенствования артикуляционной моторики.

Вывод: Таким образом, артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!