СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реконстркуция женского костюма Арзамасского костюма Нижегородской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование посвящено реконструкции костюма Нижегородской области.

Просмотр содержимого документа
«Реконстркуция женского костюма Арзамасского костюма Нижегородской области.»

Секция: Краеведение

      1. Проблема реконструкции смысла архаичных символов – оберегов народной вышивки в традиционных костюмах Арзамассокого уезда Нижегородской губернии

The Problem of Renewal of the Sense of Archaic Symbols- Avertors of Folk Embroidery on Traditional Costymes of Arzamassky District of Nizhegorodskaya Guberniya.

Лисина Елена Алексеевна

(Нижний Новгород, МОУ СОШ № 11, 11 «А» класс)

Руководитель: Быкова Ольга Викторовна


Народная культура – это самодостаточная, целостная система, где связаны воедино и философия, и естествознание, и аграрные науки, и экология, и история народа. Это наше материальное богатство. Традиционные народные костюмы, богато украшенные художественной вышивкой, вызывают неподдельный интерес и желание прикоснуться к живому источнику народной мудрости и гармонии.

Целью работы стало изучение философии славян и реконструкция – декорирование смысла символов в вышивках женского национального костюма Нижегородской губернии Арзамасского уезда.

Актуальность моей работы заключается в том, что русский женский национальный костюм исследуется мной как целостная система, где отражается народный быт сквозь призму символов – оберегов и элементов костюма, что позволяет человеку, живущему в 21 веке, лучше понять систему ценностей русского народа, проживавшего на рубеже веков прошлого столетия на Нижегородской земле.

Новизна работы обусловлена реконструкцией смысла знаков – оберегов народной вышивки на примере костюмов села Чернуха и села Ковакса Арзамасского уезда.

Одежда, как и другие предметы быта, в самой своей сущности несет двойной смысл: с одной стороны, он выражает определенные представления народа о красоте, с другой – он является предметом утилитарным, несущим информативную нагрузку. Весьма показательны традиционные костюмы Арзамасского уезда Нижегородской губернии конца 19 века, которые имеют сходство форм с костюмами юга России. По описаниям этнографа Полины Граневской, население, проживающее по течению Волги и нижнему течению Оки, носило костюмы, подобные костюмам северных губерний России. Прямая противоположность северным костюмам – южные костюмы правобережья Волги, они имели отличия в конструкции и в отделке. Соседство с мордовским, татарским, украинским населением повлияло на костюмы жителей села Чернуха и села Ковакса, сделав их необычайно колоритными и разнообразными. Сарафаны - косоклинники намного короче северных сарафанов, цветовая гамма самая разнообразная: малиново – алая, оранжево – желтая, изумрудно – зеленая. Но особенно среди всего этого разноцветья выделяются костюмы села Чернуха Арзамасского уезда, имеющие массу золотошвейных фрагментов. Наиболее часто в костюмах нижегородской области встречаются солярные знаки, расположенные на головых уборах и рубахах: кольцо, двойное кольцо, зигзагообразная линия, свастика право- и левосторонняя. С середины 19 века на территории юга Нижегородской губернии существовала система магических знаков, которые способствовали продолжению рода, плодовитости домашних животных и плодородию почвы. Старинная вышивка представляет собой своеобразную систему тайнописи. Еще в 20 – е годы прошлого века в деревнях Арзамасского уезда существовал обряд чтения магических узоров, когда женщины старшего поколения раскрывали молодежи смысловое значение «украс» на одежде, - это символы плодородия, означающие одновременно и землю, и женщину, и растения, дающие людям пищу. Круглые розетки, крестообразные фигуры, свастики – это очистительные и охранительные знаки, которые славяне связывали с солнечным светом и огнем. Композиции из таких фигур представляют собой зашифрованные молитвы, заговоры на урожай. Таким образом, в архаических вышивках отразились верования древних славян, поклонение солнцу, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае и о помощи в трудной жизни. В заключении работы можно сделать вывод, что женский народный костюм является глубоким отражением быта русского народа, проживавшие на юге Нижегородской области в конце 19 века, и помогает представить, как жили наши предки в Арзамасском уезде и какими видами деятельности они занимались. Были изучены рубахи, сарафаны, головные уборы, пояса села Чернуха и села Ковакса Арзамасского уезда. Целесообразность и простота покроя костюма, замысловатые узоры – вышивки, изящность и точная предназначенность орнаментов помогли мне понять, что жители села Чернухи в начале 20 века занимались растениеводством и животноводством. Об этом свидетельствуют растительные орнаменты и солярные знаки на поликах женской рубахи. Ритм узоров, цвет символов – оберегов позволяют думать, что яркое разнотравье лугов и красота смешанного леса Арзамасского уезда отразилась в вышивках яркими цветами и солярными символами. Можно сделать вывод, что на этой территории выращивались рожь, пшеница, сахарная свекла, лук, так как в вышивке присутствует элементы растительного и цветочного орнаментов с преобладанием солярного символа – оберега. Русский народный костюм как волшебное зеркало, в котором отображается глубинные, смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота.

Литература

1.Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства -М., 2008.

2.Голан А. Миф и символ -М.: «Руслит», 1999

3.Мерцалов М.Н. Поэзия народного костюма. 2-е издание. –М.: «Молодая гвардия», 2010.

4.Парамон Е.М. Композиция костюма. -М., 2005.

5.Шилов Ю. Прародина Ариев: символика народной вышивки. -Киев: «СИНТО», 2008.

6. Маслова Т. С. «Народная одежда в восточнославянских и обычаях и обрядах XIX-н.XXв»2004г.

7. Климова Н. Т. «Народная вышивка Горьковской области. Рассказы о народном искусстве». Нижний Новгород, 2003.


Проверила работу

учитель русского языка МБОУ СОШ №11 П.В.Бережная


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!