СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Снять напряжение с нервной си­стемы ребёнка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособ­ность, помогает система рас­слабляющих упражнений. Так называемая прогрессирующая релаксация профессора Джекобсона лежит в основе этой систе­мы. Она предполагает посте­пенное расслабление групп мышц: рук, ног, шеи, диафрагмы, речевого аппарата. Главный смысл такого психолого-педаго­гического воздействия на специ­альных занятиях и на уроках — релаксация для мобилизации. Снять эмоциональное напряже­ние после стрессовых ситуаций, настроить ребёнка на предстоя­щую работу, научить его саморе­гуляции помогут расслабляю­щие упражнения, данные в сис­теме: расслабление по контрасту с напряжением.

Просмотр содержимого документа
«Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста»

РЕЛАКСАЦИЯ КАК СИСТЕМА РАССЛАБЛЯЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ


Снять напряжение с нервной си­стемы ребёнка, успокоить его, расслабить, чтобы на занятии улучшить его работоспособ­ность, помогает система рас­слабляющих упражнений. Так называемая прогрессирующая релаксация профессора Джекобсона лежит в основе этой систе­мы. Она предполагает посте­пенное расслабление групп мышц: рук, ног, шеи, диафрагмы, речевого аппарата. Главный смысл такого психолого-педаго­гического воздействия на специ­альных занятиях и на уроках — релаксация для мобилизации. Снять эмоциональное напряже­ние после стрессовых ситуаций, настроить ребёнка на предстоя­щую работу, научить его саморе­гуляции помогут расслабляю­щие упражнения, данные в сис­теме: расслабление по контрасту с напряжением.

Психологи и педагоги, работаю­щие с детьми, знают, как необхо­дима радостно-ненапряженная обстановка на занятиях, на уро­ках, что в определенной степени зависит от внутренней свободы каждого ребёнка. В состоянии релаксации дети легче и прочнее усваивают знания. В российской педагогике есть опыт релаксопедии, описанный в Учёных запис­ках Пермского пединститута [2].

Существует много способов расслабить мышцы ребёнка.

Сис­тема занятий — расслабление по контрасту с напряжением. В её основе лежит методика, раз­работанная логопедами-практи­ками [1].

Большинству детей свойственны нарушение равновесия между процессами возбуждения и тор­можения, повышенная эмоцио­нальность, двигательное беспо­койство. Любые, даже незначи­тельные стрессовые ситуации перегружают их слабую нерв­ную систему. Мышечная и эмо­циональная раскованность — важное условие для естествен­ной речи и правильных телодви­жений. Детям нужно дать почув­ствовать, что мышечное напря­жение по их воле может сме­ниться приятным расслаблением и спокойствием.

Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных начинается с расслаб­ления наиболее знакомых круп­ных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить не­которое их напряжение, подчерк­нуть, как непринуждённо мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены. Ведь только ненапряжённые руки лег­ко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом сле­дует обратить внимание детей на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабле­ние — длительным. Установлено, что эмоциональ­ное возбуждение ослабевает, ес­ли мышцы в достаточной степе­ни расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствова­ния головного мозга, и человек становится наиболее внушае­мым. Только когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправ­ленному внушению. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, фи­зиологически безопасен и не да­ёт негативных последствий. В момент внушения дети нахо­дятся в состоянии расслабленно­сти, их глаза закрыты; происхо­дит определённое отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребёнка. Цель такого внушения — помочь детям снять эмоциональное напряжение, об­рести спокойствие, уравнове­шенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании желание пользо­ваться мышечной релаксацией после каких-либо стрессов.

Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Успех во мно­гом зависит от того, насколько се­рьёзно и регулярно проводится работа и как она продолжается дома. Можно проделывать рас­слабляющие упражнения в до­машних условиях после завтра­ка, обеда, ужина, по приходе с улицы, а также для снятия воз­буждения в результате стрессо­вых ситуаций. Некоторым школь­никам не удаётся сосредоточить­ся на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релак­сации в первый период (расслаб­ление по контрасту с напряжени­ем, выработка чувства мышцы). Не следует их заставлять непре­менно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спо­койно посидеть на занятии, по­смотреть, как расслабляются ос­тальные. Пребывание в позе по­коя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Расслабляющие упражнения проводятся в начале и в конце каждого урока (общее время ре­лаксации — не больше 10 минут на каждом занятии).


Методические указания

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делит­ся на три этапа:

1-й — мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2-й — мышечная релаксация по представлению; внушение состо­яния покоя и расслабленности;

3-й — внушение мышечной и эмоциональной релаксации, вве­дение формул правильной речи.

На 1-м этапе ведущий (или роди­тель) объясняет детям, что та­кое поза покоя, говорит о цели новой игры, описывает необхо­димые действия. Текст упражне­ний дан рифмованными фраза­ми, которые дети не повторяют вслух. Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению у де­тей приятных ощущений от рас­слабленности мышц, вызывать у них представление об отдыхе, спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с по­зы покоя.

В конце 1-го этапа дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота.

На 2-м этапе можно перейти к расслаблению мышц речево­го аппарата и формулам вну­шения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия.

Голос ведущего должен быть не­громким, успокаивающим, речь — чёткой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Чётко звучат логические ударе­ния. Внушение проходит наибо­лее эффективно, если сам веду­щий испытывает те же ощуще­ния, которые он вызывает у де­тей. Практика показала: выход из состояния релаксации дол­жен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому особенно в первое время следует напоми­нать детям: «Команды нужно вы­полнять точно, раньше времени глаза открывать нельзя». По­следние фразы произносятся громко, бодро и чуть быстрее. К концу 2-го этапа ведущий вы­зывает у детей образное пред­ставление о расслабленности и спокойствии: предлагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солныш­ка. Чтобы усилить состояние ре­лаксации, в сеанс внушения вво­дится сравнение типа «будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке...». Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что он сам сумеет расслабиться, успо­коиться, т. е. к возможности са­морегуляции.

На 3-м этапе расслабление по контрасту с напряжением ис­ключается. Мышечная релакса­ция вызывается только внушени­ем. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся но­вые, направленные на формиро­вание навыков правильной речи. Уделяется внимание технике ре­чи («Звук ударный выделяем, чётко паузы соблюдаем. Всегда ясно говорим, никогда мы не спе­шим...»).


Как принять позу покоя

Ведущий: «На наших занятиях мы будем учиться экономно рас­ходовать свои силы. Силы нуж­ны человеку, чтобы играть, ду­мать, заниматься спортом, пра­вильно говорить, писать, счи­тать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отды­хать!

Сядем ближе к краю стула, обо­прёмся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя. Все занятия мы будем начинать с по­зы покоя».


Упражнения для расслабления рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением


«Олени».

Ведущий показывает и объяс­няет: «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя», (Поднимает над головой скрещенные руки с широко рас­ставленными вытянутыми на­пряженными пальцами, затем проверяет степень напряжённо­сти мышц каждого ребёнка.) «Трудно так держать руки. На­пряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки. Слушайте стихи и повто­ряйте упражнения:

А сегодня мы — олени, Ветер рвётся нам навстречу. Ветер стих, расправим плечи, Руки снова на колени. И теперь — немного лени Руки не напряжены и расслаблены. Знают девочки и мальчики: Отдыхают все их пальчики».

«Загораем».

Ведущий показывает и объяс­няет: «Представьте себе, что ва­ши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим... Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились.

Слу­шайте и делайте, как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем...

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки — на колени.)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и расслаблены».

«Кораблик».

Ведущий показывает и объяс­няет: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на шири­ну плеч, стопы от пола не отры­вайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее при­жмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:

Стало палубу качать —

ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

а дру­гую — расслабляем!

Сядьте и слушайте:

Снова руки на колени,

а теперь немного лени...

Напряженье улетело и расслаби­лось всё тело...

Наши мышцы не устали и ещё

послушней стали».


Упражнение для расслабления мышц живота


«Шарик».

Ведущий показывает и объяс­няет: «Представим, что мы на­дуваем воздушный шар. Поло­жите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягают­ся. Плечи не поднимаются. Вы­дохнули воздух — будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул — выдыхаем,

на­ши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно,

глубоко».


Упражнение для расслабления мышц шеи


«Любопытная Варвара».

Ведущий показывает и объяс­няет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как мож­но дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. По­смотрите вверх, запрокиньте го­лову, даже дышать трудно. Рас­слабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперёд, тут немно­го отдохнёт.

Шея не напряжена и расслаблена.


Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата — губ, челюстей и языка

Упражнения проводятся ана­логично предыдущим. Образы и техника релаксации подска­зываются рифмованным текс­том.


«Лягушки».

Вот понравится лягушкам: тя­нем губы прямо к ушкам! Потяну — и перестану, но ни­сколько не устану. Губы не напряжены и расслаб­лены.

«Орешек».

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. Губы чуть приоткрываются, и

приятно расслабляются.

«Горка».

Кончик языка внизу, язык

горкой подниму Спинка языка тотчас станет

горочкой у нас1

Я растаять ей велю — напряже-нья не люблю

Язык на место возвращается и приятно расслабляется


Общее мышечное и эмоциональное расслабление


«Волшебный сон»

«Волшебный сон» проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальней­шем — как самостоятельная иг­ра, цель которой — релаксация для мобилизации. По усмотре­нию ведущего используется текст целиком или частично. Ведущий:

Все умеют танцевать, бегать,

прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслаб­ляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслаб­ление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем, сном

волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаб­лено всё тело.

Будто мы лежим на травке...

На зелёной мягкой травке...

Греет солнышко сейчас, руки тёплые у нас.

Жарче солнышко сейчас, ноги тёплые у нас.

Дышится легко, вольно,

глубоко. Губы тёплые и вялые,

но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, и

приятно расслабляются.

И послушный наш язык быть расслабленным привык».

(Громче, быстрее, энергичнее):

«Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать — вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре!»

Дети встают и хором с ведущим про­износят:

«Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы».

Формулы правильной речи


Они могут использоваться веду­щим изолированно и в тексте «Волшебного сна». Ведущий:

«Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, чётко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук удар­ный выделяем!

И легко нам говорить, и не хо­чется спешить.

Так спокойно, так приятно.

Гово­рим — и всем понятно.

Как показал опыт, систематичес­кие сеансы релаксации эффек­тивны для детей 6—8-летнего возраста. Они помогают ребятам стать более спокойными и рабо­тоспособными, способствуют со­зданию радостной и свободной обстановки на занятиях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!