Конспект урока обществознания в 6 классе на тему «Роль деятельности в жизни человека. На пути к жизненному успеху»
Тема урока – Роль деятельности в жизни человека. На пути к жизненному успеху.
Дата проведения – 13.11.2018 г.
Учитель истории и обществознания: Назарова Юлия Сулайманкуловна (МОБУ «ООШ №5»).
Тип урока - урок систематизации знаний.
Цель урока: научить детей структуризации полученного знания по теме «Понятие деятельности», определить роль деятельности на пути к жизненному успеху.
Задачи:
Формировать умения определять различные виды деятельности
Развивать умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность
Формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников
Методы и приемы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, фронтальный опрос, «ассоциация», «работа над понятием», «лови ошибку», «подводящий диалог», «на понимание и синтез: фантастическая добавка», «лесенка успеха».
Формируемые УУД:
Предметные:
1. Закрепляется представление о деятельности человека.
2. Применение понятийного аппарата (деятельность, цель, результат).
3. Устанавливать причинно-следственные связи;
4. Формирование умения анализировать схемы и таблицы;
5. Уметь высказывать собственное мнение и суждения.
Метапредметные:
Познавательные:
Уметь самостоятельно выделять и формулировать цели;
Анализировать вопросы, формулировать ответы.
Осуществлять поиск дополнительной информации;
Учатся сравнивать, обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные;
Участвуют в коллективном обсуждении проблем;
Обмениваются мнениями, выслушивают и принимают позицию партнера;
Формулируют точку зрения.
Регулятивные:
Принимают и сохраняют учебную задачу;
Учатся составлять план последовательности действий.
Личностные:
1. Сравнивать разные точки зрения;
2. Оценивать собственную учебную деятельность;
3. Формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни.
Основные термины, понятия – деятельность, игра, учение, труд, цель, средства, результат.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная презентация, ватман, раздаточный материал.
Ход урока
1 этап. Организационный (слайд 1 приложения 1)
Ёж и заяц (Асирийская притча) (слайд 2)
Ёж и заяц состязались в беге. Решено было бежать до подножия горы.
Заяц, понадеявшись на быстроту своих ног, часто отдыхал. В пути он даже прилёг и заснул. А ёж, который знал, что он неуклюж и медлителен, без устали двигался вперёд.
Заяц проспал весь день, а ёж весь день бежал и первым достиг подножия горы.
(Вывод: упорством и настойчивостью можно добиться большего, чем способностями, если их растрачивать попусту.)
2 этап. Проверка домашнего задания
Тестовое задание на первичное закрепление (слайд 3)
Соотнесите виды деятельности и их особенности.
И гра Получение новых знаний
У чение Получение практически полезного результата
Труд Развлечение, развитие
Работа по карточкам.
Учащимся раздаются карточки с заданиями из ОГЭ по теме «Деятельность человека» (приложение 2). После выполнения работы ребята обмениваются карточками и выполняют взаимопроверку, консультируясь с учителем.
3 этап. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
Таблица «Виды деятельности» (слайд 4).
Учитель: Давайте выполним следующее задание: заполним таблицу, в которой не хватает некоторых данных
А теперь давайте сверим с решением на слайде (слайд 5). Проверьте и объясните, все ли верно мы сделали? (ПРИЕМ «ЛОВИ ОШИБКУ»)
Игра | Учеба | Труд |
0-7 лет | 7-21 | 21-63 |
Учащиеся: неверно определена верхняя возрастная граница учебы. Потому что, все люди в разном возрасте прекращают учебу; неправильно написали возраст окончания труда, так как при желании и возможности человек может трудиться и после выхода на пенсию.
Учитель: Молодцы, что смогли объяснить, почему вы написали именно так, а не как в примере.
4 этап. Постановка учебной задачи, цели урока
4.1 Задание на сопоставление. (слайд 6)
Части поговорок находятся на слайде презентации с макросом Drag&Drop. По очереди выходят дети и соединяют поговорки.
1 «Делом спеши / да людей не смеши»;
2 «Сделал дело / гуляй смело»;
3 «Весь мир – театр / а люди в нем – актеры»;
4 «Яблоню любят плодовитую / а человека деловитого»;
5 «Не ошибается тот / кто ничего не делает».
Учитель: Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
Есть фраза, которая отличается от остальных?
Есть ли у вас предложения, почему мы заговорили о театре?
Как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться? (запись темы «Роль деятельности в жизни человека»). (слайд 7)
4.2 Ассоциативное рисование.
Учитель: А какие ассоциации у вас возникают со словом «Деятельность»? Давайте займемся ассоциативным рисованием (на доске записываются ассоциации детей: работа, труд, игра, человек, общение, учёба, помощь, поддержка.).
Ребята, вы молодцы, ваши ассоциации близки к толкованию этого термина, ведь если мы обратимся большому толковому словарю современного русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова, то узнаем, что деятельность – это работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области.
5 этап. Первичное закрепление
5.1 Подводящий диалог.
А теперь ответьте на такой вопрос: взаимосвязаны ли эти виды деятельности между собой? Почему? (ПРИЕМ «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ») (слайд 8)
Учащиеся индивидуально знакомятся с информацией (приложение 4), анализируют ее, после чего совместно с учителем смогут сделать выводы из прочитанного.
Учитель: Ребята, какие выводы мы можем сделать из прочитанного?
Учащиеся: Можно сделать вывод о том, что интересы человека проявляются в предпочитаемых им играх и впоследствии это может перерасти в постоянное занятие, учебу, работу. Все виды деятельности взаимосвязаны и от того, чем занимается человек с самого детства, может зависеть успех всей его трудовой деятельности.
Учитель: Кроме этого важно знать, что именно Петр 1 создал первый в России театр, который назывался «Комедиальная храмина», а случилось это в 1702 году.
Сценка
Учитель: Чтобы добиться успеха, человек должен приложить много усилий. Для этого ему нужна цель. Вспомним структуру деятельности. Цель является одним из первых элементов структуры деятельности. Цель - определенный результат, на достижение которого направлено действие человека. А для того, чтобы наглядно изобразить необходимость постановки цели, приглашаю наших «актеров» разыграть сценку из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
(Сценка: «Алиса спрашивает Чеширского кота: - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот. - Мне всё равно… - сказала Алиса. - Когда всё равно, туда и иди, - заметил Кот.»)
Учитель: Была у Алисы цель? Куда она придет? Что же такое цель? Как вы думаете, почему мы разыграли сценку, а не просто поработали с текстом? (год театра) А на каком этапе урока мы уже говорили про театр? (в начале урока при сопоставлении пословиц).
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата. (слайд 9) Результат деятельности может быть разным: успешным, если цель достигнута и неудачным, если цель не достигнута, поэтому очень важно научиться целеполаганию. Чтобы это доказать, предлагаю вам дидактическую игру.
6 этап. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Дидактическая игра (слайд 10)
Ситуация 1 «Выход на пенсию».
К доске выходит доброволец и отвечает на ситуации, остальные ребята по желанию выполняют работу в тетради.
Учитель: Ребята, представьте, что вы находитесь в 2070 году. Вы уже являетесь бабушками и дедушками. Скажите, пожалуйста, что самое важное вы сделали в жизни? Чем можете гордиться спустя столько лет?
Ситуация 2. «Статья в газете».
Учитель: Представьте, что за окном 2028 год. О вас написали статью в газете. Как называется эта статья? О чем она?
Ситуация 3. «Планы на завтра».
Учитель: Ребята, что вы планируете делать завтра? Какое дело выполните вопреки любым обстоятельствам?
После выполнения заданий ребята анализируют свои ответы, ответы одноклассников и совместно с учителем делают вывод о том, что на пути к жизненному успеху важно поставить цель и идти к ней маленькими шагами, но каждый день, обозначают роль деятельности в жизни человека.
7 этап. Домашнее задание.
Ребятам предлагается творческое задание на выбор. (слайд 11)
- Иллюстрация к пословице о деятельности (игре, учении или труде);
- Синквейн на тему «Деятельность»;
- Эссе на тему «Сделай шаг, и дорога появится сама собой» (Стив Джобс).
8 этап. Рефлексия.
Учитель предварительно изобразил на доске лесенку из трех ступенек с пояснениями (можно использовать ватман и двусторонний скотч). Каждый обучающийся выходит к доске и прикрепляет человечка (приложение 5) на одну из трех ступеней, исходя из уровня усвоения материала на уроке.
1 ступень: «Бил баклуши» или «Просиживал штаны»
2 ступень: «Работал не покладая рук», но все это еще нужно «Довести до ума»
3 ступень: Работал активно, «как белка в колесе» и теперь могу «Перейти от слов к делу».
4