ТЕМА II. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
Религия–совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия
Мировые религии:
Буддизм
Христианство
Ислам (мусульманство)
Роль религии:
Регулирует поведение людей в обществе
Воспитывает человека
Даёт ответы на вечные человеческие вопросы
Снимает тяжёлое психологическое состояние
Избавляет от одиночества
Объединяет общество/порождает вражду
Конфессия – объединение верующих одной религии
Церковь – это:
Религиозная организация
Культовое здание (сооружение), храм
Свобода совести – право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и обществу в целом
Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать или отказаться от религии, встав на позиции атеизма
Атеизм – отказ от веры в существование бога, отрицание религии
Свобода совести и свобода вероисповедания – право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения (ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»)
Решаем задания в формате ОГЭ
1. Совокупность представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поклонения, называется
1) религией 2) традицией
3) мировоззрением 4) моралью
2. Сравните науку и религию. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) влияние на формирование мировоззрения человека
2) основание – вера в сверхъестественное
3) поиск объективных знаний о мире
4) объяснение происхождения мира и человека
3. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия помогает людям обрести утешение в горе, может помочь в жизненных неурядицах.
Б. Каждая религия содержит правила и нормы, которые должны соблюдать верующие.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Что отличает религию от других областей (сфер) духовной культуры?
1) получение достоверных знаний о природе и обществе
2) вера в божественное происхождение мира и человека
3) обоснованность и доказательность выводов
4) многообразие художественных стилей
5. К обязательным элементам религии относится
1) вера в существование сверхъестественного
2) законодательство о свободе совести
3) активное участие деятелей церкви в политике
4) научное доказательство религиозных догматов
6. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия, в отличие от других форм (областей) культуры, использует систему доказательств гипотез и теорий.
Б. Религия оказывает серьёзное влияние на отношение верующего к окружающему миру.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
7. Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?
1) многообразие художественных стилей
2) признание существования сверхъестественных сил
3) получение достоверных знаний о природе и обществе
4) формирование представлений о прекрасном
8. Верны ли следующие суждения о свободе совести?
А. Свобода совести – это конституционная обязанность гражданина иметь убеждения.
Б. Свобода совести предполагает, что гражданин может свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Какое из приведенных ниже понятий объединяет все остальные?
1) христианство
2) буддизм
3) религия
4) ислам
10. Верны ли следующие суждения о роли религии в современном обществе?
А. Религия регулирует поведение верующих, воспитывает их.
Б. Важным элементом религии являются религиозные организации, непосредственно воплощающие в своей деятельности религиозные ценности и установки.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны