СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религиозная политика гитлеровцев на оккупированных территориях СССР

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первые же месяцы Великой Отечественной войны значительная часть территории СССР оказалась оккупирована фашистскими войсками. Религиозная жизнь на ней отличалась заметным своеобразием.

Просмотр содержимого документа
«Религиозная политика гитлеровцев на оккупированных территориях СССР»

Религиозная политика гитлеровцев на оккупированных территориях СССР

Религиозная политика гитлеровцев на оккупированных территориях СССР

План: 1. Задачи

План:

1. Задачи "Церковного отдела". 2. Религиозная политика А. Гитлера 3. Создание рейхскомиссариатов "Остланд" и "Украина".  4. Религиозная тема в идеологической работе оккупационных властей.  5. Различные религиозные ситуации на оккупированных территориях СССР.  6. "Православная миссия в освобожденных областях".

В первые же месяцы Великой Отечественной войны значительная часть территории СССР оказалась оккупирована фашистскими войсками. Религиозная жизнь на ней отличалась заметным своеобразием. Подавляющее большинство районов страны к лету 1941 г. оказалось вообще без функционирующих храмов. На оккупированной территории произошел бурный всплеск религиозного сознания. Предпринимая нападение на СССР, фашисты рассчитывали активно использовать религиозный фактор в своих целях. В системе Главного управления имперской безопасности (СД) имелся специальный

В первые же месяцы Великой Отечественной войны значительная часть территории СССР оказалась оккупирована фашистскими войсками. Религиозная жизнь на ней отличалась заметным своеобразием. Подавляющее большинство районов страны к лету 1941 г. оказалось вообще без функционирующих храмов.

На оккупированной территории произошел бурный всплеск религиозного сознания.

Предпринимая нападение на СССР, фашисты рассчитывали активно использовать религиозный фактор в своих целях.

В системе Главного управления имперской безопасности (СД) имелся специальный "церковный отдел". В его задачи входили:

контроль и наблюдение за деятельностью религиозных организаций всех конфессий

изучение настроений духовенства и активных прихожан

внедрение агентуры в церковные административно-управленческие структуры и вербовка агентов из среды священнослужителей

Религиозными проблемами вплотную занимался и считал их одним из важнейших в деле

Религиозными проблемами вплотную занимался и считал их одним из важнейших в деле "управления покоренными народами" А. Гитлер. 11 апреля 1942 г. в кругу приближенных он изложил свое видение религиозной политики: 1. насильственное дробление церквей 2. принудительное изменение характера верований населения оккупированных районов 3. запрещение "устройства единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий".

"Нашим интересам, - говорил Гитлер, - соответствовало бы такое положение, при котором

каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления

о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно

негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать,

ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство

на мелкие единицы" .

Альфред Розенберг Начальник Внешнеполитического управления НСДАП, уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП, руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания, рейхсминистр восточных оккупированных территорий. Партийного идеолога А.Розенберга, враждебно настроенного к христианству (особенно к католицизму) и считавшего Православие лишь “красочным этнографическим ритуалом”, назначили  министром оккупированных территорий СССР в конце июля 1941 г. Первые области он получил в свое ведение 20 августа, а 1 сентября были созданы рейхскомиссариаты “Остланд” и “Украина”

Альфред Розенберг

Начальник Внешнеполитического управления НСДАП, уполномоченный фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП, руководитель Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания, рейхсминистр восточных оккупированных территорий.

Партийного идеолога А.Розенберга, враждебно настроенного к христианству (особенно к католицизму) и считавшего Православие лишь “красочным этнографическим ритуалом”, назначили  министром оккупированных территорий СССР в конце июля 1941 г.

Первые области он получил в свое ведение 20 августа, а 1 сентября были созданы рейхскомиссариаты “Остланд” и “Украина”

Через несколько дней после совещания А. Розенберг указал рейхскомиссарам

Через несколько дней после совещания А. Розенберг указал рейхскомиссарам "Остланда" и "Украины" принять необходимые меры для ограничения деятельности возникающих религиозных организаций. 13 мая 1942 г. он обратился к ним с письмом, основные положения которого сводились к четырем пунктам:

1. Религиозным группам категорически запрещалось заниматься политикой.

2. Религиозные группы должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. При этом национальный признак должен был особо строго соблюдаться при подборе возглавления религиозных групп. Территориально же религиозные объединения не должны были выходить за границы генерал-бецирка.

3. Религиозные общества не должны были мешать деятельности оккупационных властей. 4. Особая предосторожность рекомендовалась в отношении Русской Православной Церкви, как носительницы враждебной Германии русской национальной идеи" .

4. Опасность, исходящая от православной церкви, которая сплачивает русских "национально".

Исполняя указания А. Розенберга, рейхскомиссары в июле 1942 г.  издали распоряжения, в которых провозглашалось право верующих  организовывать религиозные объединения, но в то же время подчеркивалось, что они являются автономными, чем ограничивалась административная власть епископов. Этим объединениям запрещалось заниматься политикой, основное внимание уделялось порядку их регистрации. Так, в распоряжении рейхскомиссара “Остланда” от 19 июля указывалось:

название религиозного общества вероисповедание руководства  список членов президиума общества список имущества местных религиозных обществ утвердить новое общество может только рейхскомиссар района по заявлению верующих необходимо признание президиума районному комиссару, подтверждающее утверждение о том, что общество не носит политический характер генеральный комиссар может высказать свое сомнение о характере  общества религиозные организации на местах могут выполнять только религиозные задачи при нарушении распоряжения накладывается денежный штраф рейхскомиссар может распустить общество, как не выполняющее свою задачу

Религиозные организации на занятых землях  должны представить генеральному (районному) комиссару следующее:

Большое внимание со стороны оккупационных властей уделялось использованию религиозной темы в своей идеологической работе. В прессе всячески подчеркивалось, что новый режим несет религиозную свободу. Настойчиво “рекомендовалось” в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданнические чувства к А. Гитлеру и третьем у рейху. Духовенство заставляли участвовать в “ праздновании” годовщины начала войны и тому подобных дат. Активно распространялась соответствующая литература, к примеру такая листовка-молитва:

Большое внимание со стороны оккупационных властей уделялось

использованию религиозной темы в своей идеологической работе. В

прессе всячески подчеркивалось, что новый режим несет религиозную свободу. Настойчиво “рекомендовалось” в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданнические чувства к А. Гитлеру и третьем у рейху. Духовенство заставляли участвовать в

“ праздновании” годовщины начала войны и тому подобных дат.

Активно распространялась соответствующая литература, к примеру такая листовка-молитва:

"Адольф Гитлер, ты наш вождь, Имя твое наводит трепет на врагов, Да приидет третья империя твоя И да осуществится воля твоя на земл е..." 

Действия гитлеровцев перед отступлением из оккупированных областей — массовое сжигание и разграбление храмов, вплоть до снятия колоколов, депортация и убийства священнослужителей окончательно разоблачили их как врагов Православия. Всего же, согласно отчету Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, они разрушили и повредили 1670 православных церквей, 69 часовен и 1127 зданий других религиозных культов.

Действия гитлеровцев перед отступлением из оккупированных областей —

массовое сжигание и разграбление храмов, вплоть до снятия колоколов, депортация

и убийства священнослужителей окончательно разоблачили их как врагов

Православия.

Всего же, согласно отчету Чрезвычайной комиссии по установлению и

расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, они разрушили и повредили 1670 православных церквей, 69 часовен и 1127 зданий других религиозных культов.

Религиозная ситуация на различных оккупированных территориях не была одинаковой. Следует более детально рассмотреть ее в отдельных регионах. Определенным своеобразием отличалось положение в Прибалтике и на северо-западе России. Там сохранился и даже вырос территориально экзархат Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Владыка Сергий не эвакуировался при приближении германских войск, а остался в Риге. Первоначально германские оккупационные власти заняли выжидательную позицию, и 12 ноября 1941 г. глава экзархата обратился к ним с обширным меморандумом, доказывая, что переход Латвии и Эстонии под власть Константинополя не в их интересах. Митр. Сергий убеждал   сохранить каноническое подчинение Прибалтики Московской Патриархии и заявлял, что она никогда не примирялась с безбожной властью,   подчинившись ей только внешне, и поэтому он имеет моральное право призвать русский народ к восстанию.

Религиозная ситуация на различных оккупированных территориях не была одинаковой. Следует более детально рассмотреть ее в отдельных регионах. Определенным своеобразием отличалось положение в Прибалтике и на северо-западе России. Там сохранился и даже вырос территориально экзархат Московской Патриархии

во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Владыка Сергий

не эвакуировался при приближении германских войск, а остался в Риге.

Первоначально германские оккупационные власти заняли выжидательную позицию, и 12 ноября 1941 г. глава экзархата обратился к ним с обширным меморандумом, доказывая, что переход Латвии и Эстонии под власть Константинополя не в их интересах.

Митр. Сергий убеждал  сохранить каноническое подчинение Прибалтики Московской Патриархии и заявлял,

что она никогда не примирялась с безбожной властью,  подчинившись ей только внешне, и поэтому он имеет моральное право призвать

русский народ к восстанию.

Экзарх призывал не дробить   Церковь на части по национальному и территориальному признаку и   предупреждал, что всякое вмеш ательство немцев В церковное управление будет использовано советской пропагандой как доказательство   порабощения Церкви оккупационными властями. Эти доводы частично подействовали на германские власти, которые признали существование экзархата Московской Патриархии и даже оказали ему на первых порах определенную поддержку.

Экзарх призывал не дробить  Церковь на части по национальному и территориальному признаку и  предупреждал, что всякое вмеш ательство немцев В церковное управление будет использовано советской пропагандой как доказательство  порабощения Церкви оккупационными властями.

Эти доводы частично подействовали на германские власти, которые признали существование экзархата Московской Патриархии и даже оказали ему на первых порах определенную поддержку.

В середине августа 1941 г. было получено разрешение германских   властей на создание “Православной Миссии в освобожденных областях”. 18 августа первые миссионеры прибыли в Псков, где было создано   управление Миссии. Официальной целью ее провозглашалось восстановление “разрушенной большевиками” церковной жизни, формальное   руководство принадлежало экзарху Сергию. Территория, входившая  в ведение Миссии, включала в себя юго-западные районы Ленинградской, часть Калининской, Великолуцкую, Новгородскую и Псковскую   области, с населением около 2 млн. человек. Прибытие первых миссионеров совпало с началом массового религиозного подъема. Печатный орган  Миссии — журнал “Православный христианин” 

В середине августа 1941 г. было получено разрешение германских  властей на создание “Православной Миссии в освобожденных областях”. 18 августа первые миссионеры прибыли в Псков, где было создано  управление Миссии. Официальной целью ее провозглашалось восстановление “разрушенной большевиками” церковной жизни, формальное  руководство принадлежало экзарху Сергию.

Территория, входившая  в ведение Миссии, включала в себя юго-западные районы Ленинградской, часть Калининской, Великолуцкую, Новгородскую и Псковскую  области, с населением около 2 млн. человек. Прибытие первых миссионеров совпало с началом массового религиозного подъема.

Печатный орган  Миссии — журнал “Православный христианин” 

Миссия вела: катехизические курсы для взрослых и восстановила преподавание Закона   Божия во всех школах. Большинство же кандидатов в священство посылались на обучение в Ригу и Вильно. С целью возрождения религиозной жизни в регионе впервые зазвучало в эфире церковное слово. Следует отметить, что действия священнослужителей Миссии находились под постоянным контролем партизан. Отношение последних   к миссионерам было очень неоднозначным, так как разнообразными   были и партизанские отряды , состоявшие отнюдь не только из прокоммунистически настроенных людей. Эти контакты не прошли мимо внимания оккупационных властей, которые с февраля 1943 г. обязали священников давать письменные отчеты о встречах с партизанами. В целом же Миссии не удалось взять под контроль религиозную   жизнь на оккупированной части Ленинградской области. Уровень церковной дисциплины оставался низким. Пассивная форма протеста против отдельных указаний экзаршей власти стала довольно широко распространенной уже в первые месяцы оккупации.

Миссия вела:

катехизические курсы для взрослых и восстановила преподавание Закона  Божия во всех школах. Большинство же кандидатов

в священство посылались на обучение в Ригу и Вильно. С целью возрождения религиозной жизни

в регионе впервые зазвучало в эфире

церковное слово.

Следует отметить, что действия священнослужителей Миссии находились под постоянным контролем партизан. Отношение последних  к миссионерам было очень неоднозначным, так как разнообразными  были и партизанские отряды , состоявшие отнюдь не только из прокоммунистически

настроенных людей. Эти контакты не прошли мимо внимания оккупационных властей, которые с февраля 1943 г. обязали священников давать письменные отчеты о встречах с партизанами.

В целом же Миссии не удалось взять под контроль религиозную  жизнь на оккупированной части Ленинградской области. Уровень церковной

дисциплины оставался низким. Пассивная форма протеста против отдельных

указаний экзаршей власти стала довольно широко распространенной уже в

первые месяцы оккупации.

Почти так же активно, как на северо-западе, проходило религиозное возрождение и в други х районах России, хотя, конечно, там сказывались меньший срок оккупации, неустойчивость фронта, отсутствие  миссионеров и т. п. В оккупированных южных областях религиозную   жизнь на первых порах возглавили два уцелевших к 1941 г. и живших   на покое архиерея — архиепископ Ростовский Николай (Амасийский) и епископ Таганрогский Иосиф (Чернов). В Ростове-на-Дону, где к началу войны оставалась одна действующая церковь, вскоре после его взятия в июле 1942 г. немецкими войсками открылось 8 храмов. Духовенство Краснодарского, Ставропольского краев, Северного   Кавказа в Украинскую Церковь не входило. Здесь происходили столкновения между обновленцами и сторонниками Патриархии. Так, в сообщении СД от 18 декабря 1942 г. говорилось, что в Краснодаре сразу же после его оккупации началось открытие церквей и вспыхнула борьба “двух течений” из-за 3 храмов, особенно Екатерининского собора, который в итоге был передан “тихоновцам” .

Почти так же активно, как на северо-западе, проходило религиозное возрождение и в други х районах России, хотя, конечно, там сказывались меньший срок оккупации, неустойчивость фронта, отсутствие  миссионеров и т. п. В оккупированных южных областях религиозную  жизнь на первых порах возглавили два уцелевших к 1941 г. и живших  на покое архиерея — архиепископ Ростовский Николай (Амасийский) и епископ Таганрогский Иосиф (Чернов). В Ростове-на-Дону, где к началу войны оставалась одна действующая церковь, вскоре после его взятия в июле 1942 г. немецкими войсками открылось 8 храмов.

Духовенство Краснодарского, Ставропольского краев, Северного  Кавказа в Украинскую Церковь не входило. Здесь происходили столкновения между обновленцами и сторонниками Патриархии. Так, в сообщении СД от 18 декабря 1942 г. говорилось, что в Краснодаре сразу же после его оккупации началось открытие церквей и вспыхнула борьба “двух течений” из-за 3 храмов, особенно Екатерининского собора, который в итоге был передан “тихоновцам” .

  Последствия религиозного возрождения на оккупированной территории СССР были довольно велики. Эмигрантские историки В. И. Алексеев и Ф. Ставру склонны даже, несколько преувеличивая, придавать ему определяющее значение: “Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной  Церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее, их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР, приблизительно с одной третью населения страны,   создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской  Православной Церкви... В целом по размаху и интенсивности это религиозное возрождение может быть названо вторым крещением Руси”.  Политика сводилась к раздроблению Церкви, использованию ее для помощи немецкой администрации, ликвидации Православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных поданных. В любом случае несомненно, что оно оказало заметное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в годы войны. 

 

Последствия религиозного возрождения на оккупированной территории СССР были довольно велики. Эмигрантские историки В. И. Алексеев и Ф. Ставру склонны даже, несколько преувеличивая, придавать ему определяющее значение: “Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной  Церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее, их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР, приблизительно с одной третью населения страны,  создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской  Православной Церкви... В целом по размаху и интенсивности это религиозное возрождение может быть названо вторым крещением Руси”. 

Политика сводилась к раздроблению Церкви, использованию ее для помощи немецкой администрации, ликвидации Православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных поданных.

В любом случае несомненно, что оно оказало заметное влияние на изменение

религиозной политики советского руководства в годы войны. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!