СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Религиозные верования и народное творчество кыргызов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Религиозные верования и народное творчество кыргызов»

Кара-Балтинский технико-экономический колледж   Тема: Религиозные верования и народное творчество кыргызов преподаватель: Иманкулов А.А.

Кара-Балтинский технико-экономический колледж Тема: Религиозные верования и народное творчество кыргызов

преподаватель: Иманкулов А.А.

                 Содержание:  1.Религиозные верования-  а)Доисламские религиозные верования;  б)Ислам и кыргызы.  2.Народное творчество-  а)Эпос «Манас»;  б)Лирические и обрядовые песни;  в)Народная музыка;  г)Музыкальные инструменты.

Содержание: 1.Религиозные верования- а)Доисламские религиозные верования; б)Ислам и кыргызы. 2.Народное творчество- а)Эпос «Манас»; б)Лирические и обрядовые песни; в)Народная музыка; г)Музыкальные инструменты.

Наряду с исламом в жизни кыргызов были широко представлены обычаи и традиции доисламских религиозных верований. Главным образом они являлись отражением в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил. В народе сохранился обычай поклонения различным животным —  тотемизм  — одна из наиболее ранних форм религиозного сознания. Так, один из родов северных кыргызов именуется «бугу» (олень). Его представители до сих пор хранят легенды и предания, обычаи и традиции, связанные с почитанием этого красивого животного. К числу тотемов относили также беркута, волка, горного козла. Кыргызам было свойственно почитание и других животных, имеющих отношение к религиозным воззрениям зороастризма. Согласно этому древнейшему верованию, многие животные считались священными. Среди них — белый верблюд, снежный барс, медведь, сова, змея.

Наряду с исламом в жизни кыргызов были широко представлены обычаи и традиции доисламских религиозных верований. Главным образом они являлись отражением в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил. В народе сохранился обычай поклонения различным животным —  тотемизм  — одна из наиболее ранних форм религиозного сознания. Так, один из родов северных кыргызов именуется «бугу» (олень). Его представители до сих пор хранят легенды и предания, обычаи и традиции, связанные с почитанием этого красивого животного. К числу тотемов относили также беркута, волка, горного козла. Кыргызам было свойственно почитание и других животных, имеющих отношение к религиозным воззрениям зороастризма. Согласно этому древнейшему верованию, многие животные считались священными. Среди них — белый верблюд, снежный барс, медведь, сова, змея.

Кыргызы Енисея исповедовали религию  бутпарас, то есть были идолопоклонниками. Как и другие тюрки того времени, они признавали главными божествами Тенир ата и Умай эне. В жизни кыргызов сохранялись и продолжали бытовать древние традиции шаманизма и веры в шаманов. С ними зачастую связывали практику народного врачевания. Исцелением больных занимались так называемые бакшы (целитель) и бюбю (целительница). Шаманы делились на черных и белых, из них наибольшей силой обладали черные. Шаманы лечили главным образом болезни нервной системы и занимались прорицанием.

Кыргызы Енисея исповедовали религию  бутпарас, то есть были идолопоклонниками. Как и другие тюрки того времени, они признавали главными божествами Тенир ата и Умай эне. В жизни кыргызов сохранялись и продолжали бытовать древние традиции шаманизма и веры в шаманов. С ними зачастую связывали практику народного врачевания. Исцелением больных занимались так называемые бакшы (целитель) и бюбю (целительница). Шаманы делились на черных и белых, из них наибольшей силой обладали черные. Шаманы лечили главным образом болезни нервной системы и занимались прорицанием.

Начало распространения ислама в Кыргызстане относится к IX-XII векам . Известно, что Сатук Кара-хан незадолго до смерти (955) принял ислам, а его сын Муса провозгласил ислам государственной религией. Исторические источники сообщают о принятии в 960 году ислама 200 тыс. дворов различных тюркских родов и групп, населявших Тенир-Тоо. В их числе было немало и кыргызских родов, населявших предгорья Тенир- Too и Памира, побережье Иссык-Куля и долины реки Талас. Сведения о принятии кыргызами мусульманской веры широко отражены в исторических источниках XVI века — «Тарих и Рашиди», «Маджму ат-таварих», «Джалис и Муштадин», «Зийа ал Кулуб» и др. Бытовавшие до принятия ислама религиозные традиции и обряды кыргызы сохраняли не только до XVI века, но и много позднее.

Начало распространения ислама в Кыргызстане относится к IX-XII векам . Известно, что Сатук Кара-хан незадолго до смерти (955) принял ислам, а его сын Муса провозгласил ислам государственной религией. Исторические источники сообщают о принятии в 960 году ислама 200 тыс. дворов различных тюркских родов и групп, населявших Тенир-Тоо. В их числе было немало и кыргызских родов, населявших предгорья Тенир- Too и Памира, побережье Иссык-Куля и долины реки Талас. Сведения о принятии кыргызами мусульманской веры широко отражены в исторических источниках XVI века — «Тарих и Рашиди», «Маджму ат-таварих», «Джалис и Муштадин», «Зийа ал Кулуб» и др. Бытовавшие до принятия ислама религиозные традиции и обряды кыргызы сохраняли не только до XVI века, но и много позднее.

Основными традиционными праздниками кыргызов Енисея были празднества, связанные с началом определенных периодов года — Праздник весны (Навруз), Праздник осени.

Основными традиционными праздниками кыргызов Енисея были празднества, связанные с началом определенных периодов года — Праздник весны (Навруз), Праздник осени.

Ислам сумел приспособиться к кочевому образу жизни кыргызов. Он не требовал обязательного наличия мечетей, многочисленных предметов культа, т.к. для него важнее не храм, а наличие верующих. Но именно этот факт сказался на темпе и качестве исламизации кыргызов. Кочевники, принимая новую религию, сохранили большую часть своих прежних доисламских обрядов и верований. В связи с этим А.Ч. Какеев отмечает, что «неглубокое проникновение ислама в среду кыргызов объясняется причинами, связанными с социально-экономическими условиями. В частности, следует отметить патриархально-феодальные отношения, когда запросы населения в условиях  кочевого образа жизни вполне удовлетворялись родовой идеологией и языческими верованиями и этим, видимо, определяется отсутствие единой универсальной религиозной концепции»

Ислам сумел приспособиться к кочевому образу жизни кыргызов. Он не требовал обязательного наличия мечетей, многочисленных предметов культа, т.к. для него важнее не храм, а наличие верующих. Но именно этот факт сказался на темпе и качестве исламизации кыргызов. Кочевники, принимая новую религию, сохранили большую часть своих прежних доисламских обрядов и верований. В связи с этим А.Ч. Какеев отмечает, что «неглубокое проникновение ислама в среду кыргызов объясняется причинами, связанными с социально-экономическими условиями. В частности, следует отметить патриархально-феодальные отношения, когда запросы населения в условиях кочевого образа жизни вполне удовлетворялись родовой идеологией и языческими верованиями и этим, видимо, определяется отсутствие единой универсальной религиозной концепции»

Внедрение мусульманства влекло раздробленность, и долгое время ислам оставался религией аристократической верхушки, которая владела языком новой религии и, в свою очередь, содействовала установлению правил этикета ислама. Но раздробленность кыргызских племен и отсутствие единой политической элиты стало еще одним тормозом на пути распространения классического ислама.

Внедрение мусульманства влекло раздробленность, и долгое время ислам оставался религией аристократической верхушки, которая владела языком новой религии и, в свою очередь, содействовала установлению правил этикета ислама. Но раздробленность кыргызских племен и отсутствие единой политической элиты стало еще одним тормозом на пути распространения классического ислама.

Кыргызы приняли ислам суннитского направления ханифитского или ханафитского толка. Его основатель имам ан-Нуман Абу Ханифа (ок. 696 - 767 гг.) пытался приспособить жесткие рамки шариата к практическим потребностям жизни, т.е. это предполагало терпимое отношение к доисламским верованиям.

Кыргызы приняли ислам суннитского направления ханифитского или ханафитского толка. Его основатель имам ан-Нуман Абу Ханифа (ок. 696 - 767 гг.) пытался приспособить жесткие рамки шариата к практическим потребностям жизни, т.е. это предполагало терпимое отношение к доисламским верованиям.

Устно-поэтическое творчество кыргызов уходит своими корнями в прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней оригинальные песни, былины, легенды, сказки, пословицы и поговорки. В устном творчестве отражается быт народа, его традиции, история и культура. Процесс восприятия действительности непосредственно связан с процессом творчества, отображая действительность тех дней. Разнообразны жанры кыргызского фольклора.

Устно-поэтическое творчество кыргызов уходит своими корнями в прошлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней оригинальные песни, былины, легенды, сказки, пословицы и поговорки. В устном творчестве отражается быт народа, его традиции, история и культура. Процесс восприятия действительности непосредственно связан с процессом творчества, отображая действительность тех дней. Разнообразны жанры кыргызского фольклора.

Эпос

Эпос "Манас"  - золотая сокровищница народной мысли, в которой отразился более чем трёхтысячелетний опыт истории и духовной жизни кыргызов. По жанровым признакам эпос "Манас" следует относить к героическим эпосам. Однако, по охвату событий, объёму повествования, он выходит далеко за традиционные жанровые рамки. Содержание "Манаса" намного масштабней и глубже обычных песен о подвигах народных героев. Значительное место в эпосе занимают сцены военных столкновений. Это противостояние нашествию внешних врагов; ссоры с соседними племенами и народами за территории, перерастающие иногда в кровопролитные сражения; борьба за возвращение родных земель и обретение независимости; внешние военные походы кыргызов с целью упреждения угрозы военного вторжения; военная помощь дружественным племенам и соседним народам в их борьбе с общим внешним врагом.

 Саякбай Каралаев и Чынгыз Айтматов

Саякбай Каралаев и Чынгыз Айтматов

Песни-завещания  — последнее слово умирающего, когда он оставляет свои заветы и пожела- ния своим близким и родным. Они исполнялись уважаемыми и почтенными людьми, поэтому им придавалось большое значение и по их мотивам акыны слагали песни. Примером этому может служить «Завещание хана Кёкётёя» из эпоса «Манас».

Песни-завещания — последнее слово умирающего, когда он оставляет свои заветы и пожела- ния своим близким и родным. Они исполнялись уважаемыми и почтенными людьми, поэтому им придавалось большое значение и по их мотивам акыны слагали песни. Примером этому может служить «Завещание хана Кёкётёя» из эпоса «Манас».

Бытовой жизни кыргызского народа, его мировоззрению, религиозной вере посвящены обрядовые и традиционные песни. К ним относятся кошоки, извещения о горе, напутствия, любовные песни, колыбельные песни, игровые песни, хвалебные песни, песни-порицания и др.

Бытовой жизни кыргызского народа, его мировоззрению, религиозной вере посвящены обрядовые и традиционные песни. К ним относятся кошоки, извещения о горе, напутствия, любовные песни, колыбельные песни, игровые песни, хвалебные песни, песни-порицания и др.

Содержание кошоков составляют плачи-причитания по умершему, в к-рых разделяется горе близких, звучат призывы мужаться, даются советы, как повести себя в трудную минуту, воспеваются хорошие качества покойного при жизни. Кошоки, в основном, исполняются женщинами-плакальщицами, которые по ходу могут слагать рифмы. Кроме того, кошоки создавались акынами-импровизаторами, лучшие образцы к- рых дошли до наших дней. По своему происхождению кошоки являются древним жанром. Об этом свидетельствуют орхоно-енисейские памятники письменности, тексты к-рых в большинстве случаев содержат кошоки, завещания.

Содержание кошоков составляют плачи-причитания по умершему, в к-рых разделяется горе близких, звучат призывы мужаться, даются советы, как повести себя в трудную минуту, воспеваются хорошие качества покойного при жизни. Кошоки, в основном, исполняются женщинами-плакальщицами, которые по ходу могут слагать рифмы. Кроме того, кошоки создавались акынами-импровизаторами, лучшие образцы к- рых дошли до наших дней. По своему происхождению кошоки являются древним жанром. Об этом свидетельствуют орхоно-енисейские памятники письменности, тексты к-рых в большинстве случаев содержат кошоки, завещания.

Одним из развитых жанров кыргызского фольклора являются пословицы и поговорки. В них мысль раскрывается глубоко, точно, открыто и образно, что даёт право назвать их энциклопедией народной мудрости, знания, обычаев и традиций. Пословицы и поговорки охватывают все стороны человеческой жизни и богаты по своей тематике. Например: «Если выходишь худую лошадь, она станет тулпаром, если найдешь подход к стервятнику, он станет соколом»; «Ячмень, пшеница — это еда, золото и серебро — это лишь камни», «Жигит настоящий всегда начеку и готов к встрече с врагом», «Дом с детьми — сад, дом без детей — кладбище», «У справедливого судьи нет родственников, у судьи, имеющего много родственников, нет совести», «Ум и достаток передаются». Пословицы и поговорки по содержанию и форме схожи. Различие заключается в том, что пословицы содержат в себе косвенную мораль и дают пояснение во второй части. Зачастую они имеют свою историю.

Одним из развитых жанров кыргызского фольклора являются пословицы и поговорки. В них мысль раскрывается глубоко, точно, открыто и образно, что даёт право назвать их энциклопедией народной мудрости, знания, обычаев и традиций. Пословицы и поговорки охватывают все стороны человеческой жизни и богаты по своей тематике. Например: «Если выходишь худую лошадь, она станет тулпаром, если найдешь подход к стервятнику, он станет соколом»; «Ячмень, пшеница — это еда, золото и серебро — это лишь камни», «Жигит настоящий всегда начеку и готов к встрече с врагом», «Дом с детьми — сад, дом без детей — кладбище», «У справедливого судьи нет родственников, у судьи, имеющего много родственников, нет совести», «Ум и достаток передаются». Пословицы и поговорки по содержанию и форме схожи. Различие заключается в том, что пословицы содержат в себе косвенную мораль и дают пояснение во второй части. Зачастую они имеют свою историю.

Кыргызская народная музыка.   С древних времён в народной музыке, сохранившейся не в нотах, а в устной форме, к-рая передавалась из поколения в поколение, воплощено историческое прошлое кыргызского народа: радость, горе, любовь, мужество, стремление к свободе и равенству, отношение к окружающей среде. До нынешнего поколения народная музыка дошла своим жизнеутверждающим пафосом и  художественным своеобразием.

Кыргызская народная музыка.   С древних времён в народной музыке, сохранившейся не в нотах, а в устной форме, к-рая передавалась из поколения в поколение, воплощено историческое прошлое кыргызского народа: радость, горе, любовь, мужество, стремление к свободе и равенству, отношение к окружающей среде. До нынешнего поколения народная музыка дошла своим жизнеутверждающим пафосом и художественным своеобразием.

Музыка кыргызского народа развивалась в тесной взаимосвязи с муз. культурой тюркских на родов, с музыкой родственных народностей Средней Азии. Древние люди различный вид труда сопровождали под звуковую ритмику. Трудовые песни того времени служили для облегчения труда, поднятия настроения, в них обращались к богу труда с мольбой о богатом урожае, о бога том приплоде скота.

Музыка кыргызского народа развивалась в тесной взаимосвязи с муз. культурой тюркских на родов, с музыкой родственных народностей Средней Азии. Древние люди различный вид труда сопровождали под звуковую ритмику. Трудовые песни того времени служили для облегчения труда, поднятия настроения, в них обращались к богу труда с мольбой о богатом урожае, о бога том приплоде скота.

В народных песнях отразились пройденный путь кыргызского народа, обычаи и традиции, заветы, состязания (словесные), полученные уроки, оповещение, приветствия, утраты, кошоки (песни-плачи), песни труда, детские песни, любовные песни и др. Мелодии этих песен тесно переплетены между собой. Например, песни- оповещания, прощания, утрат напоминали мелодию песней-плачей (кошоки) и исполнялись печально; песни-завещания исполнялись в речитативной форме. Словесные состязания (айтыш) , поучительные песни в зависимости от содержания и ритмичности текста, строения, метрического размера, исполнялись в речитативной форме, сопровождаемой соответствующей мело дией. Колыбельные песни исполнялись в затяжной форме напевов, выражающих материнскую ласку и любовь.

В народных песнях отразились пройденный путь кыргызского народа, обычаи и традиции, заветы, состязания (словесные), полученные уроки, оповещение, приветствия, утраты, кошоки (песни-плачи), песни труда, детские песни, любовные песни и др. Мелодии этих песен тесно переплетены между собой. Например, песни- оповещания, прощания, утрат напоминали мелодию песней-плачей (кошоки) и исполнялись печально; песни-завещания исполнялись в речитативной форме. Словесные состязания (айтыш) , поучительные песни в зависимости от содержания и ритмичности текста, строения, метрического размера, исполнялись в речитативной форме, сопровождаемой соответствующей мело дией. Колыбельные песни исполнялись в затяжной форме напевов, выражающих материнскую ласку и любовь.

Одной из старинных песен о труде является «Бекбекей» ,  к-рую пели женщины при охране стада ночью. Она была средством развлечения и защиты скота от воров и хищных зверей. Эта песня была широко распространена среди девушек и молодых женщин. Песня исполнялась хо ром. «Шырылдаң» является также одной из древнейших песен, где повествуется о тяжёлой жизни табунщиков, охраняющих в зимние суровые ночи табун. «Шырылдаң» исполнялась хором, переходя от одного двора к другому. Песня но сила речитативный плавный, мелодичный характер исполнения.

Одной из старинных песен о труде является «Бекбекей» , к-рую пели женщины при охране стада ночью. Она была средством развлечения и защиты скота от воров и хищных зверей. Эта песня была широко распространена среди девушек и молодых женщин. Песня исполнялась хо ром. «Шырылдаң» является также одной из древнейших песен, где повествуется о тяжёлой жизни табунщиков, охраняющих в зимние суровые ночи табун. «Шырылдаң» исполнялась хором, переходя от одного двора к другому. Песня но сила речитативный плавный, мелодичный характер исполнения.

Айты́ш  — импровизированное состязание двух  акынов , форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народном струнном инструменте ( комуз  ).  Во время айтыша два сидящих (реже — стоящих) напротив друг друга акына исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая очередь, подхватывая слова оппонента. Песни во время состязания могут быть на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника.  В айтыше могут принимать участие и несколько акынов, хотя выступление парами является наиболее распространённым, нередки состязания между мужчиной и женщиной.  В   2015 году  в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО» была включена кыргызстанско-казахстанская номинация «Айтыш/Айтыс — искусство импровизации»

Айты́ш  — импровизированное состязание двух  акынов , форма устной народной песенной поэзии. Исполняется с аккомпанементом на народном струнном инструменте ( комуз  ). Во время айтыша два сидящих (реже — стоящих) напротив друг друга акына исполняют своеобразный песенный диалог, постоянно передавая очередь, подхватывая слова оппонента. Песни во время состязания могут быть на любую произвольную тему. По итогам соревнования выбирается победитель, при этом оценивается как музыкальность и ритмичность, так и сообразительность в парировании аргументов соперника. В айтыше могут принимать участие и несколько акынов, хотя выступление парами является наиболее распространённым, нередки состязания между мужчиной и женщиной. В   2015 году  в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО» была включена кыргызстанско-казахстанская номинация «Айтыш/Айтыс — искусство импровизации»

Инструментальное творчество. Одними из самых древнейших народных муз. инструментов являются духовые (чогойно, чоор, ышкырык чоор, чопо чоор, тулга чоор, кол чоор, сурнай, сыбызгы, керней, (разновидность — мүйуз керней, жезнай, чымылдак); ударные барабаны и бубны (добулбас, (добулбаш), доол, дап, добул, нагыра, чилдирман); кабак, кылдуу чертме-комуз,смычковые кыл кыяк (кыяк, наама), язычковые темир комуз (ооз комуз) и его разно видность — жыгач ооз комуз ; кроме этого, дил- дирек, аса-муса, шылдырак, аса-таяк, коңгуроо, жылаажын, жекесан, зуулдак, жалбырак, чыңырт кы, бапылдак, ышкырык, чымылдак и др. Среди населения широкое распространение с древнейших времён получила инструментальная музыка.

Инструментальное творчество. Одними из самых древнейших народных муз. инструментов являются духовые (чогойно, чоор, ышкырык чоор, чопо чоор, тулга чоор, кол чоор, сурнай, сыбызгы, керней, (разновидность — мүйуз керней, жезнай, чымылдак); ударные барабаны и бубны (добулбас, (добулбаш), доол, дап, добул, нагыра, чилдирман); кабак, кылдуу чертме-комуз,смычковые кыл кыяк (кыяк, наама), язычковые темир комуз (ооз комуз) и его разно видность — жыгач ооз комуз ; кроме этого, дил- дирек, аса-муса, шылдырак, аса-таяк, коңгуроо, жылаажын, жекесан, зуулдак, жалбырак, чыңырт кы, бапылдак, ышкырык, чымылдак и др. Среди населения широкое распространение с древнейших времён получила инструментальная музыка.

 Закрепление:  1.Какие доисламские верования исповедовали кыргызы?  2.Расскажите о распространении ислама в Кыргызстане.  3.Встречаются ли сегодня у кыргызов отголоски шаманизма, тотемизма?  4.Почему эпос «Манас» считается вершиной народного творчества?  5.Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Закрепление: 1.Какие доисламские верования исповедовали кыргызы? 2.Расскажите о распространении ислама в Кыргызстане. 3.Встречаются ли сегодня у кыргызов отголоски шаманизма, тотемизма? 4.Почему эпос «Манас» считается вершиной народного творчества? 5.Какие вы знаете музыкальные инструменты?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!