СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения | стр.4 |
Основные неисправности | стр.6 |
Инструменты и приспособления | стр.6 |
Порядок выполнения работ | стр.6 |
Техника безопасности | стр.9 |
Список литературы | стр.11 |
Графическая часть | стр.12 |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Запуск двигателя Зил-130 осуществляется стартером, расположенным на левой стороне двигателя. Стартер (рис. 69) состоит из электродвигателя постоянного тока, электромагнитного реле и механизма привода. Включение стартера дистанционное. Тяговое электромагнитное реле, смонтированное на корпусе стартера, замыкает контакты электрической цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода с механизмом свободного хода в зацепление с венцом маховика двигателя. Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала якоря. Выход шестерни стартера из зацепления с венцом маховика происходит под действием возвратной пружины, смонтированной на реле стартера. Реле стартера имеет дополнительный контакт „КЗ", замыкающий на коротко добавочное сопротивление катушки зажигания во время работы стартера.
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
1.ослабление крепления подводящих проводов,
2.изнашивание или загрязнение щеток и коллектора,
3.окисление контактов выключателя,
4.обрыв или замыкание в обмотках,
5.изнашивание деталей муфты свободного хода и зубьев шестерни.
Эти неисправности приводят к тому, что стартер не работает совсем, не развивает нужные частоту вращения и мощность, при включении якорь стартера вращается, а коленчатый вал неподвижен, создается сильный шум при включении и работе стартера.
При включении стартер не работает совсем, характерных щелчков тягового реле не прослушивается. Для выявления причин нужно включить фары и стартер. Если при включении стартера накал ламп не будет изменяться, это указывает на плохой контакт или обрыв в цепях вспомогательного реле либо в цепи основного рабочего тока стартера.
Если накал ламп сильно уменьшается, то вероятной причиной может быть плохое состояние аккумуляторной батареи или нарушение контакта в ее клеммных соединениях, а также неисправность электродвигателя стартера. Места плохого контакта в электрических цепях и обрыва определяются последовательным подключением контрольной лампы в указанных электрических цепях. При необходимости надо проверить степень заряженности аккумуляторной батареи. Если при включении стартера прослушиваются характерные щелчки, это означает, что тяговое реле исправно.
При включении стартера коленчатый вал проворачивается очень медленно. Наиболее частыми причинами этого являются недостаточная заряженность аккумуляторной батареи, окисление и (или) ослабление креплений контактов рабочей электрической цепи стартера или пробуксовка (проворачивание) роликовой муфты свободного хода. При исправной аккумуляторной батарее стартер необходимо снять для проверки и устранения неисправностей.
При включении стартера якорь вращается, а маховик неподвижен. Причинами этой неисправности могут быть пробуксовка муфты свободного хода, выпадение оси или поломка рычага муфты, поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины.
Сильный шум при включении и работе стартера возможен при ослаблении его крепления, обрыве удерживающей обмотки втягивающего реле, поломке зубцов шестерни привода и венца маховика.
Сильный шум после пуска двигателя означает, что стартер не выключается. Необходимо быстро заглушить двигатель, отключить аккумуляторную батарею, проверить крепление стартера, а при необходимости снять его и проверить состояние зубцов шестерни привода и обмоток втягивающего реле (замыкание).
Межвитковое замыкание в обмотке втягивающего реле стартера, замыкание её на «массу» или обрыв в этом случае нужно заменить втягивающее реле. Отсоединён наконечник привода от штекерного реле стартера с одной стороны и выключателя зажигания с другой, здесь нужно соединить отсоединённые (контакты) наконечники.
Неисправна контактная часть выключателя зажигания: не замыкаются контакты, нужно заменить контактную часть выключателя зажигания.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Применяем: Смотровая канава, эстакада или гидравлический, электрический подъёмник. Упоры под колёса (башмаки). Металлические, торцовые, накидные, разводные ключи. Головки; размером (от 6 до 17мм).Отвёртка; плоская, крестовая (фигурная). Молоток с деревянным черенком, тиски, наждачная бумага.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
Стартер, подлежащий ремонту, необходимо снять и разобрать.
Для снятия стартера:
- отключить аккумуляторную батарею;
- отсоединить провода от тягового реле стартера;
- отвернуть болты крепления стартера к картеру сцепления и снять его (опуская вниз).
Детали стартера необходимо тщательно очистить от грязи и обязательно проверить. Поврежденные и изношенные детали должны быть заменены новыми.
Для разборки стартера:
- отвернуть два винта и снять защитный колпак;
- снять запорную шайбу и упорную шайбу;
- отвернуть две гайки стяжных шпилек ;
- снять крышку со стороны коллектора;
- вынуть щетки из щеткодержателей. Щетки и щеткодержатели пронумеровать, чтобы при сборке они были установлены на свои места;
- снять держатель щеток ;
- снять тяговое реле ;
- снять корпус стартера;
- снять ось рычага привода. Предварительно заметить положение оси относительно крышки;
- вынуть якорь вместе с приводом и снять с цапфы вала якоря регулировочные шайбы со стороны привода;
- сдвинуть упорную втулку на валу якоря в сторону шестерни;
- снять пружинное кольцо под упорной втулкой, после чего снять упорную втулку, привод и промежуточную опору ;
- при необходимости отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения.
Проверка деталей
Муфта свободного хода: проверяется по проворачиванию её шестерни на ступице: шестерня должна свободно проворачиваться в другую сторону. Зубья шестерни недолжны иметь следов выкрошивания или сколов. Не большие забоины на заходной части шестерни можно удалить шлифовкой мелко зернистым шлифовальным кругом. Крышки стартера не должны иметь сколов и трещин, изношенные втулки якоря перепресовывается.
Привод стартера
Привод стартера осматривают снаружи и проверяют на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицевой части вала. При сильном износе втулок (подшипников) привода их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть в пределах 14+0,06 мм с шероховатостью поверхности Ra = 1,25.
При удержании якоря шестерня должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверка муфты свободного хода на пробуксовку производится при испытании стартера на полное торможение при нагрузке 1,6кгс.м
Проверка деталей стартера на замыкание производится при помощи индикатора и источника питания или автотестера. При обнаружении замыкания по загоранию лампы индикатора дефектная деталь подлежит замене.
Якорь стартера не должен иметь механических повреждений шлицев и повышенного износа коллектора.
При значительной шероховатости и износе коллектора его протачивают и зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Замкнутые катушки возбуждения можно заменить, отвернув при помощи пресс-отвертки винты их крепления к корпусу стартера. При заворачивании винтов при сборке их головки зачеканивают во избежание самопроизвольного отворачивания.
Муфта свободного хода проверяется по проворачиванию ее шестерни на ступице: шестерня должна свободно проворачиваться относительно ступицы в одну сторону и не проворачиваться в другую сторону. Зубья шестерни не должны иметь следов выкрашивания и сколов. Небольшие забоины на заходной части шестерни можно удалить шлифовкой мелкозернистым натфелем.
Крышки стартера не должны иметь сколов и трещин, изношенные втулки вала якоря перепрессовываются.
Контрольной лампой или прибором Э236 проверить отсутствие замыкания изолированных щеткодержателей на корпус . В случае короткого замыкания следует заменить изоляционные прокладки заклепок щеткодержателя. Покачивание щеткодержателем не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Щетки, изношенные до высоты 6--7 мм, заменить.
Для проверки щеточных пружин необходимо держатель щеток установить на коллектор якоря. Установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть 1000--1400 гс в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки
С помощью контрольной лампы или прибора Э236 проверить отсутствие короткого замыкания катушек возбуждения на корпус . Для этого необходимо контрольную лампу подсоединить к корпусу и выводу, расположенному на корпусе. Если лампа будет гореть, то повреждена изоляция катушек возбуждения.
В этом случае необходимо пронумеровать полюса катушек, отвернуть винты крепления полюсов и снять обмотки возбуждения. Поврежденные места изоляции отремонтировать изоляционной лентой. После этого полюса и катушки поставить на место. Винты полюсов закернить.
Тяговое реле
Исправность втягивающей и удерживающей обмоток необходимо проверить с помощью омметра или замерить сопротивление с помощью вольтметра и амперметра. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть 0,27+0,01 Ом, а удерживающей 1,04 Ом; в случае неисправности обмоток тяговое реле следует заменить. Клеммовые болты выключателя стартера надо зачистить, а при сильном их выгорании повернуть на 180° вокруг своей оси. При сильном износе контактной пластины ее следует повернуть неизношенной стороной к контактам.
Сердечник тягового реле в корпусе должен перемещаться свободно.
После проверки и замены всех износившихся или поврежденных деталей стартер можно собирать.
Сборка стартера
Сборка стартера производится в порядке, обратном разборке. При этом необходимо:
- перед сборкой смазать подшипники цапфы и шлицевую часть вала маслом для двигателя;
- если пружинное кольцо якоря имеет деформацию, заменить его новым или выправить; для одевания кольца используйте приспособление;
- упорная втулка с проточкой надевается на вал якоря со стороны привода проточкой в сторону подшипника крышки;
- на вал со стороны коллектора устанавливается стальная шайба;
- при окончательной затяжке стяжных шпилек необходимо совместить штифты и пазы на крышках и корпусе;
- проверить величину осевого люфта якоря, который должен быть примерно 0,8 мм.
После сборки проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерни от руки по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места. При обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом.
При необходимости произвести проверку и регулировку стартера. Наружный торец шестерни в выключенном положении должен находиться на расстоянии не более 21,5 мм от привалочной плоскости фланца стартера.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
1. Перед началом работ, привести в порядок рабочую одежду, застегнуть рукава, заправить одежду так, чтобы не было свисающих концов.
2. При ремонте автомобилей, работающих на этилированном бензине, надеть соответствующую спецодежду и спец обувь.
3. Внимательно осмотреть рабочее место, убрать все мешающие в работе предметы.
4. Убедиться в том, что рабочее место достаточно освещено и свет не будет слепить глаза.
5. Рабочий инструмент и детали расположить в удобном и безопасном для пользования порядке.
6. Убедиться в том, что рабочий инструмент, приспособления и средства индивидуальной защиты исправны и соответствуют требованиям техники безопасности.
Необходимо, чтобы:
- гаечные ключи не имели выработки зева и строго соответствовали размерам гаек и болтов.
Пользоваться подкладками к гаечным ключам между гранями ключа и гайки, наращивать гаечные ключи трубами и другими предметами запрещается;
7. Вовремя работы необходимо быть внимательным, не заниматьсяпосторонними делами, не отвлекать внимания других.
Запрещается:
Прикасаться к электрооборудованию, клеммам и электроприводам, арматуре общего освещения и открывать дверки электрошкафов;
- стоять или находиться под поднятым грузом или вблизи него;
8. Работать под автомобилем вне осмотровой канавы, эстакады
или подъемника только при наличии лежаков. Работать на полу (земле) запрещается.
9. Все работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля выполнять при неработающем двигателе, за исключением регулировки карбюратора, проверки электрооборудования и тормозной системы.
10. При постановке а/м на пост технического обслуживания или ремонт, автомобиль затормозить с помощью стояночной тормозной системы и включить первую передачу, выключить зажигание (подачу топлива), под колеса подложить не менее двух упоров (башмаков).
11. Рабочее место содержать в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Не допускать небрежного обращения с маслом, нигролом, солидолом и бензином. Сливать масло и воду только в специальную тару.
12. В случае травмирования или недомогания прекратить работу, известить об этом механика и обратиться в медпункт.
13. По окончании работ, привести в порядок рабочее место. Инструмент и приспособления протереть и сложить на отведенное для них место.
14. Сообщить механику обо всех нарушениях и неполадках, выявленных в процессе работы.
15. Вымыть руки и лицо теплой водой с мылом. После работы с этилированным бензином обязательно принять теплый душ
16. Мыть руки в масле, бензине, дизельном топливе и вытирать их ветошью загрязненной опилками и стружкой, запрещается!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Родичева В.А- Грузовые автомобили: Москва
2. Беспалько В.П- Практикум по автомобилю:
3. Чумаченко Ю.Т- Автослесарь:
4. Слон Ю.М- Автомеханик:
5. Шестопалов С.К. - Устройство, тех. обслуживание и ремонт легковых авто.
ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рис.1
1 - неподвижный контакт реле; 2 - подвижный контакт реле; 3 - катушка реле; 4 - якорь реле; 5 - регулировочный винт; 6 - защитный кожух; 7 - рычаг; 8 - винт регулировки хода шестерни; 9 - крышка стартера со стороны привода; 10 - упорное кольцо; 11 - шестерня привода; 12 - муфта свободного хода; 13 - вал привода; 14 - муфта привода; 15 - корпус стартера; 16 - якорь стартера; 17 - защитная лента; 18 - коллектор; 19 - крышка стартера со стороны коллектора; 20 - обмотка возбуждения; 21 - полюс