Репетиционная работа
по обществознанию в 9 классе
Вариант II
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут). Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа
1. К какой сфере жизни общества относится деятельность предприятий по производству потребительских товаров и услуг?
1) экономической
2) политической
3) социальной
4) духовной
2. Хранение документов, видео- и фотоматериалов, представляющих личную и общественную ценность, является непосредственной задачей
1) библиотеки
2) музея
3) архива
4) галереи
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища
4. Верны ли следующие суждения о личности и обществе?
А. Общество и социальная среда способны влиять на личность в обоих направлениях — подавляя и развивая ее.
Б. Между развитием личности и общества существует прямая зависимость.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?
1) основное общее образование
2) среднее общее образование
3) среднее профессиональное образование
4) дополнительное образование
6. Верны ли следующие суждения о патриотизме?
А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.
Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
8. И в рыночной, и в командной экономике
1) существует товарный дефицит
2) устанавливаются хозяйственные пропорции
3) ведущие позиции занимает государственная собственность
4) труд является товаром
9. В стране Z производство товаров координируется правительством — предприятия получают директивные указания, что и в каком количестве производить. Данный признак характерен для экономики
1) традиционной
2) плановой
3) рыночной
4) конкурентной
10. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с экономическими отношениями.
Б. В экономические отношения вступают только профессиональные экономисты.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) общими увлечениями
2) непосредственными личными контактами
3) собственными социальными нормами
4) совместным ведением хозяйства
12. В 2011 году в Объединённых Арабских Эмиратах введено женское избирательное право. Это пример
1) социализации
2) дискриминации
3) эмансипации
4) конфронтации
13. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Только в условиях тоталитарного режима
1) существует монополия на власть одной политической партии
2) граждане обязаны подчиняться законам
3) государство не вмешивается в дела гражданского общества
4) выборы в органы государственной власти осуществляются на альтернативной основе
15. В Италии президента страны избирает парламент. Ответственность за издаваемые им акты лежит на министрах, которые их предложили. Эти факты характеризуют политический строй Италии как республику
1) президентскую
2) федеративную
3) парламентскую
4) суверенную
16. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Государство определяет нравственные ценности общества.
Б. Задача государства — защищать интересы граждан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?
1) административное
2) конституционное
3) гражданское
4) уголовное
18. Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?
1) разработка и принятие законов
2) управление федеральной собственностью
3) решение вопросов гражданства РФ
4) введение чрезвычайного положения
19. В приведенном списке уголовным преступлением является
1) изготовление, хранение и сбыт наркотиков
2) нарушение правил дорожного движения
3) опоздание на работу
4) нарушение тишины в ночное время
20. Верны ли следующие суждения о правах работника?
А. Одно из прав работника — получение полной достоверной информации об условиях труда.
Б. К основным правам работника относится право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответом к заданиям 21-23 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность в поле ответа в тексте работы
21. Сравните выборы и референдум. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) тайное голосование граждан
2) граждане выражают одобрение или неодобрение какого-либо решения, закона
3) голосование за кандидатов на государственные должности
4) правом голоса обладают только совершеннолетние граждане
|
Черты сходства | Черты отличия |
| | | |
22. Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ | | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) составление завещание Б) отказ друга дать денег в долг В) получение ссуды в банке Г) отказ оплатить проезд в автобусе Д) выполнение школьниками домашних обязанностей | | 1) правовые 2) моральные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
23. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Формирование личности происходит под влиянием социального окружения. (Б) Принято считать, что человек личностью не рождается, а становится. (В) В формировании личности играют роль и природные способности.
Определите, какие положения текста:
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Проанализируйте данные гистограммы и выполните задания 24, 25
24. В стране Z социологической службой был проведён опрос среди совершеннолетних граждан в возрасте 18-55 лет. Им задавали вопрос: «Знаете ли вы об изменениях в пенсионном законодательстве»?
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство опрошенных плохо разбираются в изменениях в пенсионном законодательстве.
2) Более трети опрошенных не интересуются вопросам пенсионного обеспечения.
3) Около трети опрошенных высказывают стремление лучше разбираться в вопросах пенсионного законодательства.
4) Половина опрошенных жалуется на чрезмерную частоту изменений в пенсионном законодательстве.
5) Наименьшая доля из числа опрошенных респондентов хорошо разбирается в пенсионном законодательстве.
25.
Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» классов решали обществоведческую задачу: «15-летний Иван учится в 9 классе. Он хочет поработать в свободное от учёбы время. Вправе ли он заключить трудовой договор?» Результаты выполнения задачи (в % от числа решавших задачу) приведены в таблице.
Результаты выполнения задачи, представленные в таблице, были проанализированы администрацией школы. Какие из приведённых ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной по результатам выполнения работы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Обучающиеся не поняли смысла задания.
2) Девятиклассникам не нравятся уроки обществознания.
3) В обоих классах необходимо выделить дополнительное время для изучения соответствующих статей Трудового кодекса.
4) Большинство обучающихся обоих классов готовы совмещать учёбу с работой.
5) Значительные доли обучающихся обоих классов не знают правил заключения трудового договора с несовершеннолетними работниками.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26-31) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Безработица
Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».
Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.
Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.
Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.
(По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». М., 1995. С. 158—159)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.
28. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.
29. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.
30. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16−19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрирует эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.
31. В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Ответы к репетиционной работе
по обществознанию в 9 классе
Вариант II
Часть 1
1 – 1
2 – 3
3 – 2
4 – 3
5 – 2
6 – 3
7 – 2
8 – 2
9 – 2
10 – 1
11 – 4
12 – 3
13 – 3
14 – 1
15 –3
16 – 2
17 – 2
18 – 2
19 – 1
20 – 3
21 - 1423
22 - 12112
23 – 121
24 - 135
25 - 35
Часть 2
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты:
1) фрикционная безработица;
2) циклическая и структурная безработица;
3) естественный уровень безработицы;
4) роль безработицы в экономике.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
27. Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы три вида:
1) фрикционная;
2) структурная;
3) циклическая.
Виды могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
28. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть названы три категории:
1) ищущие лучшую работу;
2) уволенные с работы;
3) впервые вышедшие на рынок труда.
Категории могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
29. Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня.
Пояснение.
В ответе должны быть указаны: естественный уровень безработицы характеризуется соотношением спроса на работу и наличием свободных рабочих мест.
Могут быть приведены следующие примеры:
1) в США в годы «Великой депрессии» спрос на работу в десятки раз превышал количество свободных рабочих мест;
2) в России в начале 90-ых гг. XX в разразился структурный кризис. когда высококвалифицированные специалисты предприятий ВПК оказались не нужны из-за закрытия своих предприятий.
Могут быть приведены и иные примеры.
30. В 80-е годы прошлого века средний уровень безработицы в США составлял примерно 10%. При этом среди рабочих он был равен 14%, «белых воротничков» — 5%, а в возрастной группе 16−19 лет — 23%. Какое положение текста иллюстрирует эти данные? Опираясь на обществоведческие знания, другую социальную информацию, укажите одну из причин столь высокого уровня безработицы среди молодежи.
Пояснение.
В ответе должно быть указано следующее предложение: «При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения».
Могут быть указаны следующие причины высокого уровня безработицы среди молодежи:
1) отсутствие у молодежи опыта;
2) нежелание молодежи, в большей степени чем людей старшего возраста, заниматься низкооплачиваемой работой (хотят «всего и сразу»).
Могут быть приведены и иные причины.
31.В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.
Пояснение.
Могут быть приведены следующее аргументы в знак согласия:
1) безработица заставляет людей повышать свой профессиональный уровень тех, кто потерял работу, в надежде найти новую работу;
2) безработица заставляет более добросовестно относиться к своим обязанностям и тех, кто её имеет из-за боязни потерять.
Аргументы в случае несогласия:
1) потеряв работу человек теряет средства к существованию;
2) падаёт объём производимого, из-за уменьшения численности работающих.
Могут быть приведены и иные аргументы.