СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Репрессии против мусульман в Оренбуржье в сталинское время

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начало второго периода государственно-исламских отношений (1928- нач. 1930 гг.) связано с активной фазой борьбы с религией в условиях обострения классовой борьбы, проведения коллективизации и индустриализации страны. Это период беспощадного разгрома ислама, как и всех других религий в СССР. Мечети в массе своей закрывались, служители исламского культа репрессировались, мусульманские духовные структуры ликвидировались репрессивными органами ОГПУ-НКВД, работа ЦДУМ была заморожена. Советская власть в конце 20-х и начале 30-х годов окончательно открыла свои подлинные цели в отношении религии ислам и начала системное уничтожение ислама и религии, в целом, в СССР.

Просмотр содержимого документа
«Репрессии против мусульман в Оренбуржье в сталинское время»

Начало репрессий против мусульман в конце 20-х годов


Как писал председатель Постоянной комиссии по культовым вопросам при Президиуме ВЦИК СССР Петр Смидович в письме М. Калинину в 1930 г.: «Все религиозные организации мусульман находятся накануне полнейшего разрушения и исчезновения с лица земли. Требования местных органов власти доходят до прямого издевательства… заведомо зная, что магометане не держат у себя свиней, предъявляют к мусульманским служителям культа требования на сдачу свинины и щетины; предъявляют к служителям культа явно незакономерные и непосильные налоги, а лиц, не уплативших этих налогов, отдают под суд, при этом штрафуя и отбирая имущество в административном порядке. Пока закрылось 87 % мухтасибатов (мусульманские епископаты), из 12 000 мечетей закрыто более 10 000, от 90 до 97% мулл и муэдзинов лишены возможности отправлять культ.»1.

По постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 г. запрещалось мусульманским общинам: 1) создавать кассы взаимопомощи, производственные объединения и кооперативы, пользоваться имуществом для иных целей, кроме религиозных; 2) оказывать материальную поддержку членам общины; 3) организовывать библиотеки, литературные, женские, молитвенные, юношеские, трудовые и другие общественные собрания2.

18 июня 1929 г. решением ВЦИК СССР было запрещено преподавание мусульманского вероучения, было полностью конфисковано закятное имущество и вакфы3. По решению Правительства Бухарской НСР от 20 октября 1920 г. ведение вакуфным имуществом было передано в Назират просвещения во главе с ученым Ю. Киркаки4. 28 декабря 1922 г. было образовано Главное вакуфное управление Туркестанской республики по Декрету Туркестанского ЦИК, которое все средства (на 1923 г. – 491796 золотых рублей) перевело на нужды просвещения5. В 1926 г. на вакуфные доходы в по Гиссарскому вилояту Таджикской АССР содержались 678 мечетей, 30 мадрасов, 7 мазаров и 678 мактабов. Избыточное, с точки зрения власти мусульманское духовенство ссылалось. Из Дагестана в 1928 г. были высланы в районы Усольска, Сольвычегодска и Котласа Пермского края более 800 имамов6.

Началось изъятие религиозных учебников из библиотек национальных школ и запрещение ведения религиозных предметов. 7 августа 1929 г. в связи с Постановлением ЦИК и СНК СССР «О новом латинизированном алфавите народов арабской письменности Союза ССР» была отменена письменность на основе арабской графики. 30 ноября 1928 г. было создано Оренбургское окружное бюро по введению нового тюркского алфавита. К началу 1929 г. большинство татарских школ Оренбургского округа были снабжены за счет ЦИК НТА новыми учебниками на латинизированном алфавите7. В результате такой культурной политики к концу 1930-х гг. у мусульман обозначилось культурное разделение: большинство мусульманского населения получило образование на кириллице и латинице, а лишь небольшая взрослая часть – на арабице. Согласно мнению ученого С. Ш. Казиева в результате данной реформы мусульманские народы СССР оказались отрезаны от зарубежных культурных центров ислама и от своего исторического культурного наследия8.

В результате начавшейся коллективизации около миллиона советских мусульман бежали из Средней Азии в начале 1930-х гг. в Китай (Синьцзян) и Афганистан9. В силу голода 1932-1933 гг. многие казахи-мусульмане погибли. Это вызвало широкий общественный резонанс в мире среди мусульман. Из-за массового раскулачивания у мусульманских общин значительно сузилась возможность для материального существования, ибо пожертвования (закят) давали в основном зажиточные мусульмане. В 1932 г. был запрещен хадж и открыт только в 1944 г., в котором обычно участвовали несколько человек до 1991 г.

Таким образом, начало второго периода государственно-исламских отношений (1928- нач. 1930 гг.) связан с активной фазой борьбы с религией в условиях обострения классовой борьбы, проведения коллективизации и индустриализации страны. Это период беспощадного разгрома ислама, как и всех других религий в СССР. Мечети в массе своей закрывались, служители исламского культа репрессировались, мусульманские духовные структуры ликвидировались репрессивными органами ОГПУ-НКВД, работа ЦДУМ была заморожена. Советская власть в конце 20-х и начале 30-х годов окончательно открыла свои подлинные цели в отношении религии ислам и начала системное уничтожение ислама и религии, в целом, в СССР.

Приложение 7.

Фото жителей г. Баку, 1930 г.




Приложение 8.

Мечеть в г. Феодосия. Крым



Приложение 9.

Антимусульманский плакат в Узбекистане в начале 1930 гг.





Приложение 10.

Плакат М. Герасимова «Новый узбекский алфавит»




Приложение 11.

Фото Мусы Бигеева, преподавателя медресе Хусаиния в г. Оренбурге, идеолога джаддидизма.





1 Одинцов М. И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2014. – С. 197-198.

2 Действующее законодательство о религиозных объединениях. – Уфа, 1930. – С. 45-57.

3 Худобородов А. Л., Яшина М. А. Взаимоотношения советского государства и религиозных конфессий в образовательной сфере в 1920-х годах // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9. – С. 216.

4 Мирбабаев А. К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924-1929 гг.) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2010. – С. 147.

5 Мирбабаев А. К вопросу о вакуфах Таджикской АССР (1924-1929 гг.) // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. – 2010. – С. 148.

6 Сулаев И. Х. Мусульманское духовенство Дагестана и власть: история взаимоотношений (1917-1991). Автореферат дисс… доктора исторических наук. – Махачкала: Б. и., 2010. – С. 45.

7 Худобородов А. Л., Яшина М. А. Взаимоотношения советского государства и религиозных конфессий в образовательной сфере в 1920-х годах // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 9. – С. 218.

8 Казиев С. Ш. Советская национальная политика и проблемы доверия в межэтнических отношениях в Казахстане (1917-1991 годы). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – М.: Б. и., 2015. – С. 315.

9 Гусева Ю. Н., Бегасилова Ж. А. Дело о «панисламистской повстанческой организации» в Средней Азии 1940 г. // Российская история. – 2018. – № 2. – С. 108.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!