СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Решение экономических задач с помощью графического метода линейного программирования»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача разбираемая в данной статье, является одной из прототипов заданий С6 профильного ЕГЭ, так называемых олимпиадных задач, кторые треубуют креативного мышления. Здесь показан одни из способов ее решения. На мой взгляд он интересен тем, что позволяет отображать данную информацию в графическом виде, что делает ее болле наглядной. Надеюсь данная информация будет полезна тем, кто готовиться и готовит к сдаче ЕГЭ. Желаю всем успеха и удачи.

Просмотр содержимого документа
««Решение экономических задач с помощью графического метода линейного программирования»»

«Решение экономических задач с помощью графического метода линейного программирования»


Одной из важных задач экономических процессов является задача оптимизации. Решение этих задач можно осуществлять различными способами. Одним из таких способов является метод линейного программирования. В постановку задачи линейного программирования входит система неравенств, описывающая ограничения, составленные по условию задачи и целевая функция, которая задает основное требование задачи.

Решение задачи линейного программирования можно осуществлять графическим способом. Для этого необходимо построить многоугольник распределения в прямоугольной декартовой системе координат, в котором могут находиться решения задачи, а также построить целевую функцию. Для того чтобы конкретно рассмотреть графический способ решения задачи оптимизации, разберем ее решение на конкретном примере.

Задача. Класс решил принять участие в благотворительной акции. На классном часе было решено изготовить подделку двух видов: открытки и календари. Для выполнения данного задания необходимо: цветная бумага, клей и украшения (стразы, блестки, наклейки и т.п.), то, что в дальнейшем мы будем называть ресурсами. Нормы затрат ресурсов на единицу изготовленной продукции, а именно календарей и открыток, запасы ресурсов и прибыль от реализации за единицу продукции мы представим в табличном виде. От нас требуется составить такой план изготовленных изделий для благотворительной акции с учетом имеющихся ресурсов, который обеспечит нам наибольшую прибыль от проданных открыток и календарей. Все приведенные выше условия являются экономической постановкой задачи. А теперь составим математическую модель нашей задачи. Табличный вид математической задачи следующий:

Таблица 1. Математическая модель задачи

Виды ресурсов

Виды изделий

Запасы ресурсов

Открытки

Календари

Цветная бумага

2

1

50

Клей

0,1

0,15

4

Украшения

3

3

90

Прибыль

6

4



Пусть - это количество изготовленных открыток, а - это количество календарей. Тогда прибыль от продажи подделок (целевая функция) составит . При этом общий расход цветной бумаги равен и он не должен превышать имеющегося запаса этого ресурса, который равен 50 единиц. Это приводит к следующему ограничению . Теперь составим ограничения для использования клея, которое примет вид , и для ограничений, которое запишется следующем образом . Все полученные ограничения запишем в систему и под ней запишем целевую функцию. Данная система примет вид:

Причем в этом системе и должны являться целым числом, большим нуля. Таким образом, мы составили математическую модель поставленной экономической задачи. Нам остается решить эту задачу, для этого построим многоугольник распределения решений в системе координат и . Многоугольник распределения имеется вид (рисунок 1):

Рисунок 1 – Многоугольник распределения


Теперь на данном многоугольнике распределения построим целевую функцию и укажем вектор направления движения целевой функции (рисунок 2).


Рисунок 2 – Вектор направления целевой функции

Далее сдвигаем целевую функцию по направлению вектора, пока целевая функция не достигнет максимального значения в заданном многоугольнике распределения решения (рисунок 3).




Рисунок 3 – максимальное значение целевой функции

По многоугольнику распределения видно, что максимальное значение целевая функция принимает в точке . Используя систему линейных уравнений, найдем ее координаты.

,

Таким образом, точка имеет координаты . Отсюда вытекает следующий вывод, что целесообразно изготовить 10 открыток и 20 календарей, чтобы получить максимальную прибыль от продажи. Если цена одного календаря составит 40 рублей, а цена открытки 60 рублей, то прибыль от продажи в благотворительной акции составит рублей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!