СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов»

Начало формы

Предмет: Алгебра

Тема: "Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов"

Класс: 9 а класс
Педагог: Улицкая Ю.И.

Цель урока: повторить применение метода интервалов для решения квадратных неравенств различных типов. Подготовка к ОГЭ.

Задачи урока:

  • Обобщение и  совершенствование  знаний,  умений школьников по теме «Решение квадратных и дробно-рациональных неравенств методом интервалов»;

  • Развитие у учащихся математического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний, навыков творческого подхода к решению заданий.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

– Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим  и решим неравенства «Методом интервалов

2. Сейчас 4 учащихся будут работать по карточкам(задания с ОГЭ)

3. Устный счет (Презентация, слайды 2-5)

1. Угадайте корень уравнения:

а) 2х + 3у = 13;
б) х2 = 64;
в) х3  = – 8;
г) х5 = 32

2. Является ли число (– 1) корнем уравнения: х2 – 4х – 5 = 0

3. Брат младше сестры на 3 года, а вместе им 21 год. Сколько лет брату и сестре?

а) х + 3х = 21;
б) х + (х + 3) = 21; 
в) х + (х – 3) = 21;
г) х : 3 + х = 21

4. Назовите те уравнения, которые:

А) имеют единственный корень;
Б) не имеют корней;
В) бесконечное множество корней

6х = 42   4х – 5= 4х      0,3x = 0       7x = 2              – 3,4x = 0
0х = 5     5х + 2 = (5х – 4) + 3  2x = – 0,06  

5. Решите неравенство: 4х + 2

6. Решить неравенство (2х – 6)(32 – х)  0. Слайд 7 Удобно ли это неравенство решать устно?

Каким методом можно решить неравенство? Давайте повторим метод интервалов для решения неравенств.

7. Алгоритм решения квадратного неравенства: слайд 8

1. Привести неравенство к виду ах2 + bx + c 0 (или )
2. Найти корни квадратного уравнения ах2 + bx + c = 0
3. Отметить на числовой прямой корни х1 и х2.
4. Определить знак выражения а(х – х1)(х – х2) на каждом из получившихся промежутков.
5. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком.

4. Повторение применения метода интервалов для решения неравенств (слайд 9)

Слайд 9 Решить методом интервалов  (2х – 6)(32 – х)  0

(2х – 6)(х – 32)  0
2х – 6 = 0  х – 32 = 0
2х = 6       х = 32
х = 3

5.  Контроль усвоения материала (самостоятельная работа). (Слайд 10)

В течение 10 минут вы должны выполнить тестовые задания с выбором ответа. Работаем по вариантам в тетради, а затем ответы переносим на бланк ответов ОГЭ, который находится на вашем столе.

I вариант

II вариант

1. Определите нули левой части неравенства  2(х – 5)(2х + 1) 0.

1. Определите нули левой части неравенства 4(х + 6)(6х – 3)

2.Решите неравенство (2х – 5)(х + 3) 0

2. Решите неравенство (5х – 2)(х + 4)

3. Найдите наибольшее целое отрицательное значение х, удовлетворяющее неравенству
х2 + 2х – 3 0.

3. Найдите наибольшее целое положительное значение х, удовлетворяющее неравенству
х2 – 5х + 4

Самопроверка самостоятельной работы (слайды 4-5), с оцениванием (слайды 11-13). 
Оценка самостоятельной работы:за каждый верно выполненный пример – поставьте 1 балл.
6. Повторение решения дробно-рациональных неравенств (Слайд 14)

Мы знаем метод интервалов для решения квадратных неравенств. Применим его к решению разных неравенств. Рассмотрим  способы решения рациональных неравенств   методом интервалов. Заметим, что рациональные неравенства легко сводятся к решению неравенств высоких степеней. Умножим обе части такого неравенства на многочлен  , который положителен при всех допустимых значениях х (т.к.  ). Тогда знак исходного неравенства не меняется, и получаем неравенство  , эквивалентное данному неравенству. 
Итак:   эквивалентно системе неравенств   которая далее решается методом интервалов.

Пример (слайд 15). Решим неравенство 
Отметим, прежде всего, что знаменатель неравенства не может быть равен нулю и найдем область определения неравенства: 
 откуда 
Сведем данное рациональное неравенство к алгебраическому. Для этого умножим обе части неравенства на положительное выражение – квадрат знаменателя (замети, что при этом знак неравенства не меняется). Получаем:  . Разложив квадратный трехчлен на множители, имеем:  . Решаем это неравенство методом интервалов. Находим корни многочлена и определяем их кратность: х =1 (четная кратность), остальные корни 3, – 1, 0, 5, – 2 (нечетной кратности). Отмечаем корни на числовой оси с учетом области определения неравенства и определяем знаки на промежутках с учетом кратности корней.

Ответ:  .

7. Работа с учебником: (слайд 16)

№ 1. Решите неравенство:

в) (x – 1)2(x – 24) 2 (x – 21) 0

№2. Решите неравенство, разложив его левую часть на множители:

а)  х2 – 6х 2  6

№3. Решите неравенство:  а)    0

№4. Решите неравенство:  а) 

Дополнительно для сильных учеников: (слайды 16,17)

1) решите неравенство методом интервалов    0    
2) найдите область определения функции у = 

8. Задание на дом 

Повторить §3 (глава II), №3.11 (а), № 3.13 , №3.19 (а)

9. Подведение итогов урока, рефлексия

– Что вы ожидали от работы  на данном уроке? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
– Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы? Что оказалось для вас самым неожиданным?
– Что вам более всего удалось, какие моменты были выполнены наиболее успешно?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!