Решение систем уравнений.
Подготовила:
учитель математики МБОУ
В-Вознесенской СОШ
Привалова Мария Викторовна
Французский писатель Анатоль Франс заметил “Чтобы переварить знания надо поглощать их с аппетитом”
Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени.
Цели урока:
- повторить способы решения систем уравнений; рассмотреть способ подстановки и сложения при решении систем уравнений с двумя переменными, составленных из одного уравнения второй степени и одного уравнения первой степени.
1 этап: Общие практические задания;
2 этап: Задания по группам;
3 этап: Индивидуальная работа.
Лист самоконтроля
Лист самоконтроля.
Ф.И. ученика
Задания
1 Этап: Общие практические задания
5 баллов
2 Этап: Задания по группам
Количество баллов
5 баллов
3 Этап: Индивидуальная работа
6 баллов
Всего баллов
ОЦЕНКА за урок
16
примерз
равнодушен
закипел
8 -11 баллов – оценка «3» ;
12-14 баллов – оценка «4» ;
15-16 баллов – оценка «5».
Актуализация опорных знаний
1. Выразите одну переменную через другую из уравнения:
а) х + 2 у = –6; б) ху – 3 = 0. в) 2x – y = 5
2. Определите, из какого уравнения системы какую переменную удобнее выразить:
а) б) в)
Актуализация опорных знаний
3. Сколько решений уравнения
находится среди пар чисел
(-3; 1); (0; 0); (-2; 2)
Способы решения систем уравнений
- Способ подстановки
- Способ сложения
- Графический метод
Способ подстановки (алгоритм)
- Из какого-либо уравнения выразить одну переменную через другую.
- Подставить полученное выражение для переменной в другое уравнение и решить его.
- Вычислить значение второй переменной.
- Записать ответ: ( х ; у) .
Способ сложения (алгоритм)
- Умножить почленно уравнения системы, подбирая множители так, чтобы коэффициенты при одной из переменных стали противоположными числами.
- Сложить почленно левые и правые части уравнений системы.
- Решить получившееся уравнение с одной переменной.
- Подставить значение найденной переменной в одно из уравнений системы и найти значение другой переменной.
- Записать ответ: (х; у) .
Графический способ (алгоритм)
- Выразить у через х в каждом уравнении.
- Построить в одной системе координат график каждого уравнения.
- Определить координаты точек пересечения.
- Записать ответ.
Решение системы уравнений способом подстановки
Выразим у через х
y= x 2 ,
x 2 - 2x – 3=0;
y= x 2 ,
у- 2x – 3=0;
у - x 2 =0,
у- 2x – 3=0;
Решим
уравнение
Подставим
y= x 2 ,
х = -1,
x= -1;
у =1.
y= x 2 ,
х =3,
у = 9.
x= 3;
Подставим
Подставим
Ответ: (-1; 1) ; ( 3; 9)
Умножим
первое
уравнение
на -1
Решение системы уравнений способом сложения
х = -1,
y= x 2 ,
у =1.
x= -1;
||·(-1)
у - x 2 =0,
у- 2x – 3=0;
Сложим уравне-
ния почленно
-у + x 2 =0,
у- 2x – 3=0;
Подставим
y= x 2 ,
Решим
уравнение
x= 3;
____________
х =3,
у = 9.
х 2 - 2x – 3=0,
у = х 2 ;
х 2 - 2x – 3 = 0,
х = -1
х = 3
Подставим
Ответ: (-1; 1) ; ( 3; 9)
Решение системы уравнений графическим способом
у - x 2 =0,
у- 2x – 3=0;
y=2x+3
y= x 2 ,
y= 2x + 3 ;
y=
Построим график
первого уравнения
y= x 2
Построим график
второго уравнения
y= 2x + 3
0
1
х
у
3
5
Ответ: (-1; 1) ; ( 3; 9)
13
1 этап: Общие практические задания;
1. Является ли решением системы
Пары чисел (2;2) ; (3;1); (6;-2).
2. Решите систему уравнений:
Ответ: (1;1).
3.Укажите систему уравнений,
Решением которой является пара
Такой системы нет
13
2 этап: работа в парах
- Решить систему уравнений методом подстановки:
- Решить систему уравнений методом подстановки:
- Решить систему уравнений методом сложения: .
13
физминутка
3 этап: Индивидуальная работа.
Учебник: № 493 (1,3), 494 (1,3).
Лист самоконтроля
Лист самоконтроля.
Ф.И. ученика
1 Этап: Общие практические задания
Задания
5 баллов
2 Этап: Задания по группам
3 Этап: Тест
5 баллов
Количество баллов
6 баллов
Всего баллов
ОЦЕНКА за урок
16
примерз
равнодушен
закипел
8 -11 баллов – оценка «3» ;
12-14 баллов – оценка «4» ;
15-16 баллов – оценка «5».
Итоги урока
Заполнение Оценочного листа учащегося
Барометр настроения
Поставь крестик, как ты провел урок:
«закипел»
«равнодушен»
«примерз»
-100
0
-50
+50
+100
Домашнее задание
Для всех
№ 492(2,4),493(2,4)
Дополнительно:
№ 494(2,4)
Спасибо за урок
Молодцы!
Благодарим за внимание!
22