Этап урока | Задание, деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные (специфико-математические) | Универсальные учебные действия (метапредметные) |
1. Мотивация к деятельности (самоопределение, организационный момент) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Андреевна, урок математики сегодня у вас проведу я. Настройтесь на хорошую работу. Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Будем дружно мы считать, И делить, и умножать. Внимательно посмотрите на парту и проверьте, что у вас должно лежать? Хорошо. Откройте тетради, отступите 4 клетки и запишите число и классная работа. Какое сегодня у нас число? Правильно, сегодня 8 октября. Пока отложим ручки и тетрадки. | Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопрос учителя. | | Личностные: Мотивация на урок, управление своим настроением. Регулятивные: Планирование деятельности, контроль собственной готовности. |
2. Актуализация знаний; фиксация затруднения в деятельности. | А начнем мы сегодня с решения логических задач. Логическая задача выводится на экран. 1. Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг? Как узнали? 2. На часах было 11:45, когда начался мультфильм. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент? Как узнали?(12:10) 3. Петя и Коля живут в одном многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше, чем Пети. Вечером Петя поднимался по лестнице к Коле. Когда он прошёл половину пути, то оказался на 8 этаже. На каких этажах квартиры мальчиков? Как узнали? 4. Брату и сестре 2 года назад вместе было 15 лет. Сейчас сестре 13 лет. Сколько должно пройти лет, чтобы брату исполнилось 9 лет? Как узнали? Спрашивает нескольких детей, чтобы сравнить ответы. Если возникли сложности, объясняет решение. Молодцы, задачи были достаточно сложные, но вы хорошо справились. | Самый короткий шаг у Полины, потому что у нее самое большое количество шагов. Было 12:10. Мультик идет 50 минут, делим на 2, получаем 25 минут прошло с момента начала, когда пришла мама. 25+45=70, что равно 1 часу и 10 минутам. Получается, что было 12:10. Петя прошел ровно половину, значит 12:2=6. Из 8-6=2. Значит Петя живет на 2 этаже. Так как Коля живет на 12 этажей выше, то к 2+12 = 14. Коля живет на 14 этаже. Так как 2 года назад на двоих было 15, то в данный момент на двоих 17. Исходя из этого, из 17-13=4. Два года назад брату было 4 года, значит сейчас ему 6. 9 лет ему исполнится через 3 года. | Проверить знания таблицы умножения. | Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения решения заданий. |
3. Локализация индивидуальных затруднений. | Откройте учебник на стр. 30, прочитайте задание под №1 (а). Как решаем? Какие колонки будут в нашей таблице? Верно. Первая колонка – вес одного торта, вторая – кол-во тортов, третья – масса тортов в кг. Что запишем в третью колонку? Верно, записываем 12 кг. Что пишем во второй? Молодцы. 3 в первой строчке, 5 во второй. Что означает 5? Молодцы. 5 таких же тортов. То есть, они одинаковые. Что у нас в первой колонке? Верно. Мы не знаем вес 1 торта, но знаем, что они одинаковые. Ставим знаки ?, посерединке пишем одинаковые. Одно поле не заполнено. Мы знаем, сколько весят 5 тортов? Молодцы, не знаем. Значит, ставим там знак ?. Решаем в тетради, один объясняет, остальные слушают и записывают. Что находим первым действием? Верно, сколько весит один торт. Как найдем? Молодец, 12:3=4 кг весит один торт. Что находим вторым действием? Верно, сколько всего весят 5 таких же тортов. Как будем находить? Молодец, мы 4*5=20 кг весят 5 таких же тортов. Запишем выражение, диктуй. 12:3*5=20 кг. Запишите ответ 20 кг. Как называется такая задача? Почему она так называется? Молодцы. | Дети работают в тетрадях, отвечая на вопросы. На доске составляется таблица, по которой и работают дети. Отвечают на вопросы учителя, записывают выражение. | Вспомнить понятия по теме; Решение задачи на приведение к единице; Алгоритм решения задачи. | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия высказывать своё предположение Познавательные: использование наглядности для лучшего усвоения темы; осуществление синтеза и анализа; владение общими приемами умножения. |
4. Первичное закрепление с проговариванием. | Посмотрите на задачи под буквой (б). Нам надо составить задачи. Давайте подумаем, как будет звучать наша задача? Что нам известно? Верно. Известно, что 3 торта весят неизвестное кг, 5 тортов весят 20 кг. Сколько весит один торт, тоже неизвестно. Как тогда будет звучать наша задача? Молодцы. 5 тортов весят 20 кг, сколько весят 3 таких же торта. Составим таблицу, столбики будут называться так же, как и в предыдущей. Что пишем в третий? 20 кг, столько весят 5 тортов. Хорошо, что пишем во втором? Количество тортов. Так как 20 кг весят 5 тортов, то 5 пишем во второй строке, 3 в первой. Сколько весит один торт? Верно, нам не известно, но мы знаем, что торты были одинаковые. Решите эту задачу самостоятельно в тетради. Не забудьте составить выражение. | Дети помогают составить задачу, определяя ее тип. По аналогии заполняют таблицу и решают задачу. После того как все решили, один ученик читает свое решение, остальные дети соглашаются или не соглашаются. | Составление задачи по аналогии; Владение алгоритмом решения задачи на приведение к единице. | Познавательные: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Физминутка | А теперь физминутка! Пальчиковая гимнастика. Итак, сядьте ровно, расправьте плечи, выпрямите спину. Хорошо, начинаем! Подняли ручки в согнутом положении перед собой. Дальше начинаем по очереди на каждой ладошке считать пальчики. Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Сильные, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Сильные, дружные, Все такие нужные. Всем нам очень нужные! Хорошо, молодцы ребята! |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Молодцы, две другие задачи составите и решите дома. А сейчас переходим к №3. Прочитайте задачу под (а). Составим таблицу. Что нам известно? Верно, сколько заплатили за 5 одинаковых конвертов. Как назовем колонки? Молодцы. Третья колонка будет – всего рублей, вторая – кол-во конвертов, первая – цена за 1 конверт. Как будем решать? Молодцы, так же как и предыдущую. Что находим первым действием? Верно, найдем цену за 1 конверт, какие они? 45:5=9 руб. – стоит один конверт. Что находим вторым действием? Верно, количество конвертов. Как будем решать? Молодцы, 72:9=8 конвертов. Запишем выражение. Как записываем? Верно, 72:(45:5)=8. | Дети объясняют, как будут заполнять таблицу, как назовут столбики. Один ученик объясняет решение задачи, остальные работают в тетрадях. | Владение алгоритмом решения задачи на приведение к единице. | Регулятивные: Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в письменной форме; Слушать и понимать речь других. |
7. Включение в систему знаний. Повторение. | Наш урок подходит к концу. Вспомните, что мы на нем изучили. Молодцы, все верно. | Дети просматривают свои записи в тетрадях, озвучивая то, что они делали на уроках. | | |
8. Итог урока. | Сегодня на уроке мы закрепляли наши знания об алгоритме решения задач на приведение к единице. Вы хорошо сегодня поработали. | | | Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Отметьте флажком на лесенке своё местоположение. Если ты всё понял, и у тебя не возникало трудностей, поставь флажок на верхнюю ступеньку. Если тебе было не всё понятно и возникали затруднения – на среднюю ступеньку. Если ты считаешь, что тебе было очень трудно, и ты не разобрался в теме урока, поставь флажок на нижнюю ступеньку. | | | Личностные: умение оценивать себя позитивно. Регулятивные: умение оценивать собственную деятельность на уроке. |