Тема урока: Решение задач на уравнивание
Ход урока:
1. Орг. этап
2. Устная работа по карточке №1 (решение задач на карточках: привести весы в равновесие, узнать вес предметов)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/02/s_5b8bb3100a472/944353_1.jpeg)
3. Изучение нового материала
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. На прошлых уроках мы с вами говорили, что в математике существует разные типы задач. Давайте вспомним, какие задачи мы с вами уже умеем решать?
И сегодня на уроке познакомимся с новым типом текстовых задач.
Рассмотрим следующую задачу:
Задача. Брат с сестрой собрали в лесу 10 грибов. Брат нашел на 2 гриба больше, чем его сестра. Сколько грибов нашел каждый?
- Я не сомневаюсь, что вы все сможете решить данную задачу уравнением, но мы знаем, что не всегда задача имеет только один способ решения, я сегодня хочу вас познакомить с другим способом решения данной задачи.
Составим краткую запись:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/02/s_5b8bb3100a472/944353_2.png)
Брат - ?, на 2 гриба , чем 10г.
Сестра - ?
- Ребята собрали десять грибов, брат собрал на два гриба больше. Давайте мы сейчас заберем у брата эти два гриба. Сколько грибов останется? А если мы забрали два грибочка, то мы получили, что брат и сестра нашли одинаковое количество грибов. Можем разделить их напополам. Тогда брат и сестра нашли по 4 гриба, но мы брату должны вернуть еще два гриба. Получим, что брат нашел 6 грибов, а сестра 4 гриба.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/02/s_5b8bb3100a472/944353_4.png)
Запишем решение задачи.
1) 10-2=8(г.) – стало после уравнивания
2) 8:2=4(г.) – нашла сестра
3) 4+2=6 (г.) – нашел брат
Ответ. Брат собрал 6 грибов, а сестра – 4 гриба.
4. Первичное закрепление материала
Рассмотрите перечень задач на карточке № 2. Все ли задачи можно решить данным способом? Какие можно решить?
1. Саша собрал на 5 кг картофеля больше, чем Катя, а вместе они собрали 43 кг картофеля. Сколько картофеля собрал каждый?
2. Для детского сада купили 15 наборов цветных карандашей: по 20 и 25 карандашей в наборе. Всего 345 карандашей. Сколько было наборов по 25 карандашей?
3. В школе 92 пятиклассника, причем девочек на 16 меньше, чем мальчиков. Сколько мальчиков и сколько девочек в 5 классах?
4. Сумма двух чисел равна 432, первое число больше второго на 18. Найдите эти числа.
- Все ли задачи вы смогли решить? Какая задача вызвала затруднение? Что же получается, что не все задачи мы можем решить данным способом. Задачу №2 мы не можем решить этим способом, потому что она относится к другому типу.
Какой прием мы использовали при решении задач? Для чего мы вычитали разницу?
Вычитая разницу, мы делаем равным количество предметов в задачах. Как мы можем назвать данное действие?
Задачи, которые мы с вами решали, имеют специальное название. Как вы думаете, какое название мы можем дать данному типу?
Запишем тему сегодняшнего урока и схему решения задач данного типа.
СХЕМА:
Вычислить «разницу»
Разделить на 2
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/02/s_5b8bb3100a472/944353_5.png)
Прибавить разницу
4. Применение новых знаний на практике
№ 444(а), 445(а) решаем на доске с последующим обсуждением.
5. Итоги урока
- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с новым типом задач, как он называется?
- В чем состоит метод решения задач на уравнивание?
6. Домашнее задание
П. 4.4 читать, № 444(б), 445(б)
Спасибо всем за урок!
2