Тема урока: Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.
Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач разных типов (графические, экспериментальные, расчетные).
Задачи:
Образовательные:
Научить учащихся решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников;
Углубить и расширить знания о данных видах соединения проводников;
Научить определять силу тока, напряжение, сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников;
Научить решать задачи на смешанное соединение проводников;
Научить учащихся разбираться в схемах электрических цепей.
Воспитательные:
Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
Воспитывать культуру общения при работе в группах.
Развивающие:
Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
Продолжить развитие памяти, творческих способностей.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оформление кабинета: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.
Оборудование: амперметр, вольтметр, источник тока, лампочка на подставке, резистор, соединительные провода, ключ; источник тока, лампочка на подставке, резистор, соединительные провода, ключи, электрический звонок.
Структура урока
Организационный момент.
Фронтальная работа.
Решение задач.
Физминутка.
Решение задач.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 2
Электричество кругом,
Полон им завод и дом.
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно, на благо нам обращено,
Всех проводов «величество»
Зовется: «Электричество»!
Физика - удивительная вещь:
она интересна, даже если
в ней ничего не понимаешь.
(М. Аров)
- Тема урока «Решение задач на закон Ома, на последовательное и параллельное соединение проводников». Запишите тему урока.
Слайд 3
- Какова же цель урока?
- Для этого вспомним формулы и законы, которые нам пригодятся при решении задач.
II. Фронтальная работа.
Слайд 4
– Что называется электрическим током?
(Упорядоченное движение заряженных частиц.)
– Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи.
(Cила тока, напряжение, сопротивление.)
– Что характеризует сила тока?
(электрический ток)
– Назовите основную единицу измерения силы тока.
(Ампер.)
– Каким прибором измеряют силу тока в цепи?
(Амперметр.)
– Способ включения амперметра в цепь?
(Последовательно.)
– Какое соединение проводников называется последовательным?
(соединение, при котором конец первого проводника соединяется с началом второго, конец второго – с началом третьего, и т.д.)
Слайд 5
– Что характеризует напряжение?
(источник тока, работу электрического тока.)
– Назовите основную единицу измерения напряжения?
(Вольт.)
– Каким прибором измеряют напряжение?
(Вольтметр.)
- Как включается вольтметр в цепь?
(параллельно)
- Какое соединение проводников называется параллельным?
(соединение, при котором все начала проводников соединяется в одну точку электрической цепи, а все концы в другую)
Слайд 6
– Что характеризует сопротивлением?
(проводник, его свойство ограничивать силу тока в цепи.)
– Назовите основную единицу сопротивления?
(Ом.)
– Каким прибором измеряют сопротивление?
(Омметр)
– Найдите ошибки.
(Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.)
Слайд 7
Рис. 1 (на доске)
- Сформулируйте закон Ома.
(Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению)
- Заполните таблицу: (Таблица у каждого) (Проверка – документ-камера)
Сравним соединения
Последовательное | Параллельное |
Схема | Схема |
I = | U = |
U = | I = |
R = | = R = |
III. Решение задач.
Слайд 8
Задача 1.
I, А
0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 | | | | | |
| | | | |
| | В | | |
| | | | |
| А | | | |
| | | | |
0 | 0,6 1,2 1,8 | U,В |
Рис. 2
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 1,8 В и вычислите сопротивление в этом случае.
Какой вывод можно проделать по результатам задачи?
Ответ:
Сила тока = 0,2 А, напряжение – 0,6 В.
Сила тока = 0,4 А, напряжение – 1,2 В.
Сопротивление в т.А – 3 Ом, в т.В – 3 Ом.
Сила тока = 1,8А, сопротивление – 3 Ом.
При изменении силы тока и напряжения на одинаковую величину, сопротивление остается постоянным.
Слайд 9.
Работа в группах
Задача 2. На рисунке представлены графики зависимости силы тока от напряжения для трёх металлических проводников. Какой проводник обладает наибольшим электрическим сопротивлением? Ответьте на вопрос не выполняя вычислений.
Рис. 3
Ответ:
При решении задачи используем закон Ома R=U/I. Выберем одно значение для напряжения U=2 В, I1=1 A, I2=0,5 A, I3=2A. Посчитав по формуле R=U/I нашли, что R1=2 Ом, R2=4 Ом, R3=1Ом. Наибольшим сопротивлением обладает второй проводник.
Слайд 10
Задача 3. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). В цепь последовательно включены три сопротивления R1= 4 Ом, R2= 6 Ом, R3=10 Ом. Какую силу тока показывает амперметр, если показание вольтметра 1,5 В?
IV. Физминутка.
Встали все. Учитель показывает несколько приготовленных приборов и устройств. Задаёт вопросы. Если верно называю – поднимают руки вверх, шевелят пальцами; если неправильно руки вниз, приседают.
V. Решение задач.
Слайд 11.
Задача 4. (Решает ученик, можно вызвать два ученика по очереди). В цепь включены две лампы сопротивлениями R1 = 6 Ом и R2 = 4 Ом. При замкнутых ключах 1 и 2 амперметр А показывает 3 А. Какое напряжение показывает вольтметр? Каковы показания амперметров А1 и А2?
VI. Решение экспериментальной задачи.
Демонстрация электрической цепи: источник, два ключа, электрический звонок, лампа.
- Назовите элементы электрической цепи. Как соединены лампа и звонок? (плохо видно, как соединены).
- А как можно проверить ваши предположения?
- В чем достоинства и недостатки каждого вида соединения проводников?
Достоинства и недостатки параллельного соединения
Достоинства: Если одна из ветвей выходит из строя остальные продолжают работать. При этом каждую ветвь можно подключать и отключать отдельно. | Недостаток: Можно включать приборы, рассчитанные только на данное напряжение |
Достоинства и недостатки последовательного соединения
Достоинства: Имея элементы, рассчитанные на малое напряжение (например, лампочки), можно соединить их последовательно в необходимом количестве и подключить источнику с большим напряжением (так устроены ёлочные гирлянды) | Недостаток: Достаточно одному прибору (или элементу) выйти из строя, как цепь размыкается, и все остальные приборы не работают |
VII. Самостоятельная работа.
Задачи на карточке. №5, 7.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- На сегодня все.
- Чему вы сегодня научились на уроке?
- Пригодится ли вам это знание в жизни?
IХ. Домашнее задание. Используя материал, представленный на стенде «Физика – здоровье» составить и решить две задачи по теме урока.