СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по темам: «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по темам: «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»»

Разработка урока по физике (7 класс)

Тема: Решение задач по темам: «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

Класс: 7

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: Урок практикума с элементами повторения и закрепления материала

Цели урока (в соответствии с ФГОС):

  1. Образовательные цели:

    • Закрепить знания о весе тела, графическом изображении сил, понятии равнодействующей сил.

    • Научить решать задачи, связанные с вычислением веса тела, построением векторов сил и определением равнодействующей.

  2. Развивающие цели:

    • Развивать логическое мышление, аналитические способности, навыки работы с графиками и векторами.

    • Формировать умение применять теоретические знания на практике.

  3. Воспитательные цели:

    • Воспитывать аккуратность при выполнении чертежей, внимательность к деталям.

    • Формировать интерес к физике как науке.

Задачи урока:

  • Повторить основные формулы и правила для расчета веса тела, построения сил и определения равнодействующей.

  • Отработать практические навыки решения задач по указанным темам.

  • Проверить уровень усвоения материала через самостоятельную работу.

Оборудование и материалы:

  • Интерактивная доска или проектор;

  • Таблицы с формулами и правилами построения векторов;

  • Листы бумаги, карандаши, линейки, транспортиры для каждого ученика;

  • Примеры задач для разбора;

  • Контрольные задания для самостоятельной работы.

Структура урока:

1. Организационный момент (3 мин)

  • Приветствие учащихся.

  • Объявление темы и целей урока.

  • Актуализация мотивации: "Какие физические явления связаны с движением объектов? Почему важно уметь рассчитывать вес и строить силы?"

2. Актуализация знаний (8 мин)

  • Фронтальный опрос:

    • Что такое вес тела? Какова формула для его расчета?
      (Ответ: Вес тела — это сила тяжести, действующая на тело. P=mg, где m — масса тела, g — ускорение свободного падения.)

    • Что такое равнодействующая сил? Как ее находят?
      (Ответ: Равнодействующая сил — это сила, которая заменяет собой несколько сил и оказывает то же действие на тело. Находится путем сложения векторов сил.)

    • Как правильно изобразить силу графически?
      (Ответ: Стрелкой, где длина пропорциональна величине силы, а направление показывает направление действия силы.)

  • Повторение правил:

    • Правило параллелограмма для сложения двух сил.

    • Метод прямоугольных проекций для определения равнодействующей.

3. Разбор примеров задач (15 мин)

Пример 1: Расчет веса тела

Условие: Найдите вес тела массой 5 кг на поверхности Земли (g=9.8м/с2).
Решение:
P=mg=5⋅9.8=49Н.
Ответ: 49Н.

Пример 2: Графическое построение сил

Условие: Два тела взаимодействуют между собой силами F1​=6Н и F2​=8Н, направленными под углом 90∘. Найдите равнодействующую этих сил и постройте ее графически.
Решение:
Используем правило параллелограмма:
R=F12​+F22​​=62+82​=36+64​=100​=10Н.
Направление равнодействующей находится по углу между векторами.

Пример 3: Определение равнодействующей методом проекций

Условие: Две силы F1​=10Н и F2​=15Н действуют на тело под углом 60∘. Найдите модуль равнодействующей.
Решение:
R=F12​+F22​+2F1​F2​cosα​,
где α=60∘, cos60∘=0.5.
R=102+152+2⋅10⋅15⋅0.5​=100+225+150​=475​≈21.8Н.

4. Самостоятельная работа (12 мин)

Ученики выполняют следующие задания:

  1. Найдите вес тела массой 7 кг на поверхности Земли (g=9.8м/с2).

  2. Две силы F1​=4Н и F2​=3Н действуют под углом 90∘. Найдите равнодействующую и постройте ее графически.

  3. Две силы F1​=8Н и F2​=12Н действуют под углом 120∘. Найдите модуль равнодействующей.

5. Подведение итогов (5 мин)

  • Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  • Ответы на вопросы учащихся.

  • Выставление оценок за активность и качество выполнения заданий.

6. Домашнее задание (2 мин)

  • № 123, 125 из учебника (задачи на расчет веса тела и определение равнодействующей).

  • Подготовить сообщение о реальном применении сил в жизни (например, в спорте, строительстве).

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся смогут правильно использовать формулы для расчета веса тела и определения равнодействующей сил.

  • Они научатся строить графические представления сил и их равнодействующей.

  • Ученики продемонстрируют уверенность в решении задач по данным темам.

Дополнительные ресурсы:

  • Учебник по физике для 7 класса (авторы: Перышкин А.В., Губанов И.А.).

  • Интернет-ресурсы для дополнительного изучения темы (например, Khan Academy, YouTube).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя