СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение задач по теме "Напряженность электрического поля".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Решение задач по теме "Напряженность электрического поля".»

Физика 10 класс

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ: «НАПРЯЖЕННОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ»

Цели занятия:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; научиться применять теоретические знания при решении задач.

Развивающие: развивать у учащихся навыки эффективного мышления: умения сравнивать изучаемые факты и процессы; умения логически излагать свои мысли.

Воспитательные: активизация мыслительной деятельности (способом сопоставления); развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить; научиться применять полученные знания при решении задач.

Тип занятия: совершенствование знаний, формирование практических умений.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Основной методологический подход к организации учебного процесса на занятии: коммуникативный.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация опорных знаний

  4. Целеполагание

  5. Решение задач

  6. Домашнее задание

  7. Рефлексия

  1. Организационный момент. Мобилизует учащихся для активной

работы на занятии, создает благоприятный психологический настрой.

  1. Проверка домашнего задания.

Упр. 13 (1).

Дано: Решение:

E = 160 = 1,6 На заряд, помещенный в однородное

q = 400 нКл = 4,0 Кл электростатическое поле, действует

– ? электрическая сила:

= q ,

модуль которой = qE.

= 4,0 1,6 = 6,4 (Н).

Ответ: = 6,4 Н.

  1. Актуализация опорных знаний.

– Какое поле называется электростатическим? (Поле, создаваемое неподвижными относительно используемой инерциальной системы отсчета электрическими зарядами, называют электростатическим полем).

– Что такое напряженность электростатического поля? (Напряженность электростатического поля в любой его точке называют физическую векторную величину, характеризующую силовое действие поля на вносимые в него заряды и равную отношению силы, с которой поле действует на пробный заряд, находящийся в выбранной точке, к значению этого заряда: = ).

­ – Чему равен модуль напряженности поля? (Модуль напряженности поля, создаваемого в вакууме или воздухе точечным зарядом, прямо пропорционален модулю этого заряда и обратно пропорционален квадрату расстояния между зарядом и точкой, в которой определяют значение напряженности: E = k ).

– Что такое линии напряженности? (Линии напряженности – воображаемые направленные линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают по направлению с напряженностью электростатического поля. Линии напряженности начинаются на положительных зарядах и оканчиваются на отрицательных, нигде не прерываются в пространстве, не содержащем других зарядов, не пересекаются и не касаются друг друга).

– Какое поле называется однородным электростатическим? (Электростатическое поле, напряженность которого в любой его точке одинакова, называют однородным электростатическим полем).

  1. Целеполагание. Цель данного занятия: повторить, обобщить и

систематизировать знания учащихся по теме; научиться применять теоретические знания при решении задач.

  1. Решение задач.

Сборник вопросов и задач по физике 10 класс. В. В. Жилко, Л. Г. Маркович, 2003 год.

12. Определите модуль силы , действующей на точечный заряд q = 4,0 нКл, помещенный в однородное электрическое поле напряженностью Е = 100 .

Дано: Решение:

q = 4,0 нКл = Е = k

= 4 Кл E =

Е = 100 = Eq

– ? = 100 4 = 400 = 0,40 (мкН).

Ответ: = 0,40 мкН.

13. На каком расстоянии r заряд q = 1 Кл, находящийся в вакууме, создает поле напряженностью Е = 10 ?

Дано: Решение:

q = 1 Кл E = k

Е = 10 E = kq

r – ? r =

r = = = 30(км).

Ответ: r = 30км.

№ 21. Сила взаимодействия двух точечных зарядов F = 5,0 мН. Как изменится и чему будет равна сила взаимодействия , если расстояние между зарядами увеличить в n = 2 раза?

Дано: Решение:

F = 5,0 мН = 5,0 Н F = k

= 2r = k = k = = F

­– ? = 5 = 1,25 (мН).

Ответ: = 1,25 мН.

№ 23. Два заряженных тела взаимодействуют с силой, модуль которой

F = 240 мН. Во сколько раз n уменьшится модуль силы взаимодействия и чему он будет равен, если расстояние между ними увеличить в p = 16 раз?

Дано: Решение:

= const = k = 240 мН

= const k = k = k = 240 =

= 240 мН = 0,94 (мН).

­– ?

Ответ: = 0,94 мН.

№ 26. Протон в электрическом поле движется с ускорением

а = 3,8 . Определите модуль напряженности Е.

Дано: Решение:

а = 3,8 а =

q = 1,6 Кл F = qE

m = 1,67 кг E = =

Е – ? E = = 3,97 =

= 40(мк .

Ответ: E = 40мк .

Упр. 13 (2).

Дано: Решение:

r = 1,0 см = 1,0 м Напряженность поля точечного заряда

Е = 3,6 определяется формулой: E = k .

q – ? Отсюда: q =

q = = 4 (Кл).

Ответ: q = 4 Кл.

Упр. 13 (3).

Дано: Решение:

= 10 см = 10 м Поскольку Е = 0, значит, = . С

= 8,0 см = 8,0 м учетом того, что E = k получаем:

Е = 0 =

– ? =

= = 16.

Ответ: = 16.

Упр. 13 (4).

Дано: Решение:

m = 2,5 г = 2,5 кг Пылинка находится в равновесии, т.

q = 5,0 Кл к. действуют mgсила тяжести, F

Е – ? сила со стороны электрического поля F = mg, где F = qE qE = mg, E = .

E = = 50 .

Ответ: E = 50 .

Упр. 13 (5).

Дано: Решение:

m = 0,040 г = 0,040 кг На шарик действуют mgсила

q = 34 пКл = 34 Кл тяжести; Fэлектрическая сила,

Е = 1,01 сила натяжения.

– ? Условие равновесия шарика:

+ m + F = 0. В проекциях на оси Ох и Оу имеем: F sin = 0 (1);

cos – mg = 0 (2);F = sin , mg = cos . Поделим (1) на (2), тогда = tg , где F = qE. Тогда tg = .

tg = = 0,0859.

Ответ: tg = 0,0859.

  1. Домашнее задание. §__________________________

  2. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя