РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Решение задач повышенной сложности по математике
3 часа в неделю
Дементьева Н.Э. (высшая категория) – 8В
Ф.И.О., категория учителя
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29 с углубленным изучением отдельных предметов» города Смоленска;
учебным план МБОУ СОШ № 29
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Включение в программу углубленного изучения математики разделов, дополняющих программу для массовой школы, ставит цель способствовать достижению обучающимися высокого уровня математической подготовки и призвано служить основой профессиональной ориентации выпускников. Результатом изучения дополнительных разделов должно стать не просто знание обучающимися соответствующих терминов и формулировок, а умение применять изученные теоремы и методы, самостоятельно решать задачи. Именно в ходе решения задач развиваются интересы и склонности к математике. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений обучающихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников
Цели изучения математики:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);
формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Цель данного курса: расширение и углубление базовых знаний обучающихся по математике, подготовка к ОГЭ, продолжению образования, повышение уровня математической культуры обучающихся.
Всего на проведение занятий отводится 103 часа. Изучение методов решения типовых задач можно провести в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Курс состоит из шести тем. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В процесс изучения каждой темы включено решение заданий из ЕГЭ.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сосредоточиться на такой форме организации учебной работы, как практикумы по решению задач, частично-поисковая деятельность. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие
метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ -компетенции).
личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
- общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
предметные результаты:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
- овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
- овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;
- формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной
модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;
- овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных- моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
- развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами - линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
2. Содержание программы
Элементы математической логики. Теория чисел.
Логика высказываний. Диаграммы Эйлера-Венна. Простые и сложные высказывания. Высказывательные формы и операции над ними. Задачи на комбинации и расположение. Применение теории делимости к решению олимпиадных и конкурсных задач. Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. Степень числа. Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. Графы в решении задач. Принцип Дирихле.
Геометрия многоугольников.
Площади. История развития геометрии. Вычисление площадей в древности, в древней Греции. Геометрия на клеточной бумаге. Разделение геометрических фигур на части. Формулы для вычисления объемов многогранников. Герон Александрийский и его формула.Пифагор и его последователи. Различные способы доказательства теоремы Пифагора. Пифагоровы тройки. Геометрия в древней индии. Геометрические головоломки. Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. О делении отрезка в данном отношении. Задачи на применение подобия, золотое сечение. Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований.
Геометрия окружности.
Архимед о длине окружности и площади круга. О числе Пи. Окружности, вписанные углы, вневписанные углы в олимпиадных задачах.
Теория вероятностей.
Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. Геометрическая вероятность. Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач.
Уравнения и неравенства.
Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. Разложение на множители. Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком», решение уравнений и неравенств. Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем.
Проекты.
Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). Как провести исследование. Работа над проектами.
Распределение учебных часов по разделам программы
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Элементы математической логики. Теория чисел. | 21 |
2. | Геометрия многоугольников. | 27 |
3. | Геометрия окружности. | 12 |
4. | Теория вероятностей. | 10 |
5. | Уравнения и неравенства. | 18 |
6. | Функции. | 14 |
| Итого | 103 часа |
3. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | |
| Тема 1. Элементы математической логики. Теория чисел. | 21 | |
1 | Логика высказываний. | 1 | |
2 | Диаграммы Эйлера-Венна. | 1 | |
3 | Простые и сложные высказывания. | 1 | |
4-5 | Формы высказывания и операции над ними. | 2 | |
6-8 | Задачи на комбинации и расположение. | 3 | |
9-11 | Применение теории делимости к решению олимпиадных задач. | 3 | |
12-14 | Задачи на делимость, связанные с разложением выражений на множители. | 3 | |
15 | Степень числа. | 1 | |
16-18 | Уравнение первой степени с двумя неизвестными в целых числах. | 3 | |
19-20 | Графы в решении задач. | 2 | |
21 | Принцип Дирихле. | 1 | |
| Тема 2. Геометрия многоугольников. | 27 | |
22-23 | Площади. История развития геометрии. | 2 | |
24 | Вычисление площадей в древности, в древней Греции. | 1 | |
25 | Геометрия на клеточной бумаге. | 1 | |
26-27 | Разделение геометрических фигур на части. | 2 | |
28 | Формулы для вычисления объемов многогранников. | 1 | |
29-30 | Герон Александрийский и его формула. | 2 | |
31 | Пифагор и его последователи. | 1 | |
32-33 | Различные способы доказательства теоремы Пифагора. | 2 | |
34 | Пифагоровы тройки чисел. | 1 | |
35-36 | Геометрия в древней Индии. | 2 | |
37-39 | Геометрические головоломки. | 3 | |
40-43 | Олимпиадные и конкурсные геометрические задачи. | 4 | |
44-45 | О делении отрезка в данном отношении. | 2 | |
46-47 | Задачи на применение подобия, золотое сечение. | 2 | |
48 | Пропорциональный циркуль. Из истории преобразований. | 1 | |
| Тема 3. Геометрия окружности | 12 | |
49-50 | Архимед о длине окружности и площади круга. | 2 | |
51-52 | О числе Пи. | 2 | |
53-55 | Окружности, углы, связанные с окружностью, в олимпиадных задачах. | 3 | |
56-58 | Окружности, отрезки, связанные с окружностью, в олимпиадных задачах. | 3 | |
59 | Что такое проект. Виды проектов (индивидуальный, групповой). | 1 | |
60 | Как провести исследование. | 1 | |
| Тема 4. Теория вероятностей. | 10 | |
61 | Место схоластики в современном мире. Классическое определение вероятности. | 1 | |
62 | Классическое определение вероятности. | 1 | |
63-64 | Геометрическая вероятность. | 2 | |
65-66 | Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | 2 | |
67-68 | Основные теоремы теории вероятности и их применение к решению задач. | 2 | |
69 | Работа над проектом. Работа с источниками информации. | 1 | |
70 | Как провести исследование. | 1 | |
| Тема 5. Уравнения и неравенства. | 18 | |
71-73 | Уравнения с параметрами – общие подходы к решению. | 3 | |
74-76 | Разложение на множители. | 3 | |
77-79 | Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу о делителях свободного члена, деление «уголком» | 3 | |
80-81 | Решение уравнений. | 2 | |
82 | Решение неравенств. | 1 | |
83-85 | Решение задач с помощью уравнений и неравенств. | 3 | |
86-88 | Модуль числа. Уравнения и неравенства с модулем. | 3 | |
| Тема 6. Функции. | 14 | |
89-90 | Виды функций. | 2 | |
91-94 | Построение графиков функций | 4 | |
95-97 | Исследование свойств функций. | 3 | |
98-102 | Задачи с параметрами. | 5 | |
4. Литература:
Программы внеурочной деятельности для основной школы (Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.)
Решение сложных и нестандартных задач по математике. Голубев В.И.- М.: ИЛЕКСА, 2007 - 252с.: ил.
Канель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи / Под ред. В. О.Бугаенко.|4-е изд., стереотип.|М.: МЦНМО,2008.| 96 c.Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2012. – 117с.
Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 2001.-96.
Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных):книга для учащихся – М.: Просвещение, 1996. – 144с.
Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
Материально-техническое обеспечение курса:
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Интерактивная доска.
Интернет ресурсы:
http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)
http://school.znanika.ru/ - страница электронной школы «Знаника».
http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.
http://www.unikru.ru/ страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.
http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования
http://www.rosolymp.ru/ Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.