Ресурсы сети Internet при изучении английского языка в сельской школе. (на примере участия старшеклассников в международном детском проекте KIDLINK)
21 век - это век информационных технологий, одним из самых значительных феноменов которого является Интернет. Всемирная сеть создает уникальную возможность для изучающих иностранные языки пользоваться аутентичными текстами, общаться c иноязычными собеседниками в режиме реального времени. Применение Интернета интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной работу преподавателя, приучает учащихся к последовательной и планомерной работе в изучении языка, учитывая при этом индивидуальные особенности учащихся.
На наш взгляд, в рамках школьного образования дидактический потенциал Интернета заключаются, прежде всего, в обилии языкового и страноведческого материала при условии возможности моментального обмена этой информацией с любым пользователем, находящимся в любой стране мира.
Использование информационных ресурсов сети, а также их интеграция в учебный процесс при условии соответствующей дидактической интерпретации помогает более эффективно решать целый ряд дидактических и методических задач и является мощным фактором стимуляции обучающихся, так как формирует практически естественную среду общения на иностранном языке с иноязычными собеседниками.
Одним из наиболее эффективных способов организации обучения иностранному языку в среде Интернет является интеграция лингводидактических свойств всемирной сети с принципами метода проектов.
Проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности (игры, изготовление плакатов, буклетов и пр.) (1)
Метод проектов предоставляет возможность познать особенности функционирования языка и сформировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную, учебную.
Занимаясь проектом, подросток общается с собеседниками своего круга, говорит с ними о проблемах, интересных для себя, на языке, свойственном данной социальной группе. Мысли и форма выражения не навязываются, что чрезвычайно важно на наш взгляд.
Метод проектов с использованием Интернета дает возможность каждому ученику познать особенности функционирования изучаемого иностранного языка и способствует формированию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике (1)
Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. (2)
Одной из наиболее интересных и продуктивных форм организации обучения английскому языку при использовании Интернет является участие учеников старших классов в различных итернет программах.
С января 2006 учащися 8-х классов нашей школы участвуют в международном проекте. Проект проводится под эгидой организаци KIDLINK для учащихся в возрасте до 15 лет с целью обмена мнениями по вопросам, касающихся подростков. KIDLINK - это детская, некоммерческая организация, которая объединяет более 150000 школ и 100 стран. Эта информационная сеть была основана в 1994 году Оддом де Пресно в Норвегии. KIDLINK базируется на идее о том, что объединение детей всего различных стран при помощи общения в среде Интернет на английском языке позволит им стать настоящими друзьями, несмотря даже на то, что они говорят на разных языках. Именно участие в интернет общении детей, принадлежащих к различным языковым общностям, но использующим английский как язык общения, делает проект KIDLINK таким привлекательным для обучения иностранному языку в сельской школе.
Необходимыми условиями для успешного функционирования проекта являются следующие: наличие у детей своего почтового ящика и доступа к электронной почте, владение детьми опытом работы с текстовыми редакторами и электронной почтой, возможность размещения готовых проектов на англоязычном вебсайте, доступном обеим сторонам, постоянный контакт учителя и куратора проекта.
Первым этапом работы с KIDLINK является подготовка учителя к проведению занятий при помощи ресурсов данного проекта, знакомства с его основными возможностями. Нажав на кнопку основного меню программ сайта, учитель получает информацию о сервисе сайта, списки рассылок и ссылок, архив всех проектов, наглядные материаллы для пороведения уроков по иностранному языку, поурочных планов.
Следующим шагом является ознакомление учеников с KIDLINK и регистрация участников на сайте проека. Для того чтобы стать участниками проекта и зарегистрироваться ученикам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Who am I?
2. What do I want to be when I grow up?
3. How do I want the world to be better when I grow up?
4. What can I do now to make this happen?(3)
Перед тем как ответить на эти вопросы учитель предлагает ученикам просмотреть ответы детей из других стран мира. Школьники сами выбирают из списка те ответы с которыми они будут работать, ознакомляются с их содержанием, делают записи, выписывают незнакомые слова. Дома они систематизируют полученную информацию, переводят и учат на изусть незнакомую лексику.
В классе ученики ученики для обсуждения работают в микрогруппах или с парах. Они обмениваются информацией, лексикой и выражениями, прочитанных ими примеров. Каждая группа после дискуссии представляет ее результат передд всем классом.
Следующим этапом является ответы на вопросы. Ученики обдумывают и готовят их дома, а на уроке, при помощи учителя, который контролирует и корректирует их деятельность, вписывают их в регистрационный бланк сайта проекта.
После заполнения регистрационного блака ученики становятся полноправными участниками проекта KIDLINK, заносятся в списки членов и получают возможность принимать участие во всех его форумах.
После того как анкеты учащихся были одобрены кураторами программы Epi Sepulveda и Ellen Myasato, дети вместе со своими сверстниками из Норвегии, США, Китая и из других стран включились в обсуждение следующих модулей: «What are my rights?, «Important relationships», «What are the qualities of a good family member?», «How do I solve my problems?», «Holidays and celebrations», «My roots», «My grandmother and me» и др.
Работа над контрольными вопросами проектами программы проводится в классе. Ученики пишут сочинения и различные работы на английском языке и размещают их на сайте KIDLINK для того, чтобы все участники проекта могли их увидеть и принять участие в их обсуждении. Такая работа видится нам крайне эффективным, так как наличие иноязыной аудитории стимулирует школьников к общению, к желанию писать и читать на изучаемом языке. Для гото, чтобы адекватно участвовать в общении на иностранном языке в рамках данного проекта ученикам становиться нобходимым постоянное совершенствование навыками владения иностраным языком.
Таким образом, в практике обучения английскому языку в общеобразовательной сельской школы лингводидактические возможности всемирной сети Интернет, при участии школьников в интернациональном проекте KIDLINK позволят реализовать следующие задачи:
использовать аутентичные материалы, необходимые для адекватного участия в проекте;
обсуждать полученные по электронной почте письма партнеров по проекту;
проводить дискуссии по проблемным вопросам, полученным из ресурсов сети с выходом на общую дискуссию всего класса;
проводить лингвистический анализ сообщений из высказываний носителей языка;
совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов сети;
совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений и других продуктов совместной деятельности партнеров;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке;
Не секретом является тот факт, что дети в сельских школах очень слабо мотивированны для изучения иностранного языка. Они не видят реальной возможности выхода получаемым ими знаниям в ситуацию общения с представителями инофонной культуры как в настоящем, так, зачастую, и в будущем. Участие детей в проекте KIDLINK в условиях средней школы является практически единственным возможным условием организации непосредственного общения с носителями изучаемого языка.
Интернет и проект KIDLINK создают все условия к тому, чтобы виртуальная реальность позволила ученикам средней сельской школы увидеть реальную возможность использования изучаемого ими языка в жизни, тем самым делая обучение осмысленным, обусловленным потребностям учеников и, соответственно, в значительной степени более эффективным.
Литература:
Полат Е.С. Метод проектов. ВИО. №1, 2001.
Полат Е.С. Интернет на уроках английского языка. ИЯШ 2001, № 3
www.kidkink.org
8