СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ресурсы современного урока химии, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена ресурсам современного урока химии, обеспечивающи освоение новых образовательных стандартов

Просмотр содержимого документа
«Ресурсы современного урока химии, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»

О.В. Залозных,

учитель химии

Ресурсы современного урока химии, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

Обучение химии во многих школах начинается с 8 класса и по шкале трудности этот предмет стоит в числе первых. Поэтому первоочередной задачей построения уроков является снижение порога трудности. Специфическим компонентом в методической системе обучения химии является наличие развивающего диалога между учеником и учителем, и между учениками; наличие практической составляющей по проведению химического эксперимента и решению расчетных и практических задач.

Содержание отдельного урока химии не является автономным. Каждый урок строится на ранее изученном материале и создаёт основу для правильного понимания материала на последующих уроках. Это ещё одна специфика логики изложения предметного материала на уроках химии.

Успешное овладение пониманием химических закономерностей не возможно без использования методов развития логического мышления, умения рассуждать и доказывать.

Ещё одна особенность уроков химии – это необходимость построения уровневой дифференциации учебного материала по сложности: сначала создание базовых знаний, затем упражнения на их применение в стандартной и новой ситуациях.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы обучающиеся умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок доставлял радость и обучающимся, и учителю.

Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти «вечные» вопросы учителю приходится решать каждый раз при подготовке урока. И ответ на них возможен, если урок - это целостная функционирующая система, в которой обеспечивается интеграция процессов преподавания и обучения.

Еще совсем недавно учитель на уроке рассказывал, а обучающийся слушал и усваивал готовую информацию. Но знания нельзя перенести из головы в голову механически. Следовательно, обучающийсядолжен быть активным соучастником учебного процесса. Школьник может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора и исполнять роль организатора познавательной деятельности обучающегося.

                Самостоятельное открытие знаний доставляет обучающемуся огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ребенок самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания, то есть появляется познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у обучающихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов. Рассмотрим применение этих технологий на уроках химии.

  1. Компьютерная технология

              Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке ЗУН, а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. На своих уроках использую различные программы на компакт дисках, которые помогают мне при объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Например, при изучении новых тем показываю на уроках реакции, которые требуют большой предварительной подготовки, или невозможны в условияхшкольной лаборатории. Большой каталог таких реакций имеет сайт единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Здесь можно скачать заранее большое количество демонстративных опытов. Это всегда вызывает большой интерес у учеников. Также использую диски, например «Кирилла и Мефодий. Виртуальная лаборатория», в которых на многие темы урока имеются тесты, эксперименты и др. Использование компьютерных технологий повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.

  1. Технология проблемного обучения

              Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом, и их можно использовать на любом этапе урока. Например, в 8-ом классе при изучении темы  «Соли» мы говорим о том, что данный класс веществ не меняет цвет индикаторов. В 11-ом классе, при изучении темы «Гидролиз» обучающимся предлагается провести эксперимент по определению среды выданных веществ, среди которых есть и соли. Индикаторы по-разному ведутсебя в этих растворах. Получается проблемная ситуация, на основе которой формируется тема урока, его цели и задачи.

Технологию проблемного обучения так же можно использовать и при изучении других тем, например, в 9 –ом классе при изучении темы «Амфотерные соединения», в 8 – ом классе – «Реакции замещения» (взаимодействие металлов с растворами кислот) и т.д.

3.Технология исследовательского обучения

                Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем обучающиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов.

             Исследовательская работа обучающихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что школьники быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

4.Технология игрового обучения

Это, пожалуй, самая интересная для детей технология. Самые простые игры, которые можно использовать на уроках химии,  это крестики-нолики, третий лишний, верю – не верю, найди ошибку.  Эти игры не требуют большой подготовки, и позволяют разрядить интенсивный труд. Например, игру верю-не верю можно использовать даже в качестве физкультминутки: например если дети согласны с высказыванием они встают, если нет -садятся.

5.Использование тестов

              Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий, что дает возможность проверки знаний как у отдельных групп обучающихся, так и у всего класса в целом. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний и умений. Тесты являются экономной, целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
На своих уроках я использую тесты при проверку домашнего задания, при закреплении изученного материала. Контрольные работы так же содержат тестовую часть, что позволяет обучающимся с низкой мотивацией испытать ситуацию успеха при выполнении данного вида работы.

В рамках урока химии так же используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы обучающихся. Групповая форма обучения, взаимообучение в группах, в целом отражает практику реальных научных исследований.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!