СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов Пеннер А.И., Синенко Н.В.

Нажмите, чтобы узнать подробности

главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков

Просмотр содержимого документа
«Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов Пеннер А.И., Синенко Н.В.»

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов.

«Ничему тому, что важно знать,

научить нельзя, — все, что может

сделать учитель, это указать дорожки»

(Р.Олдингтон)

Образовательный процесс в школе – это кровеносная система, а урок – это биение сердца. Конаржевский В. С.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Уроку, считают учёные, приблизительно 350 лет. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и учащийся. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые учащиеся, от которых не всегда знаешь, чего ожидать. Таким образом, главным ресурсом развития урока в любое время становился сам учитель, всё остальное играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. В настоящее время большинство учителей по-прежнему предпочитают традиционный урок. Это объясняется разными причинами: привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и часто не дающих никаких положительных результатов. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека. Осмысление ресурсов современного урока педагогами является одним из условий достижения нового качества образования, обеспечивающего устойчивое развитие общества.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?

Это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Три постулата современного урока говорят:

  • Урок есть открытие истины, и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

  • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Можно ли назвать современным урок, если не привлечены такие ресурсы урока, как: наглядные и технические средства обучения? Конечно, нет. С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний. Без хорошо продуманных методов и форм обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысли и развивают интерес к предмету.

Рассматривают следующие ресурсы современного урока

Временные

Информационные

Технологические

Мотивационные

Инновационные

Здоровьесберегающие

Методической и психолого-педагогической компетентности учителя

Материально-технические

1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии

2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

4 место – материально-технический, финансовый

ГЛАВНЫЙ РЕСУРС УРОКА – САМ УЧИТЕЛЬ

Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный компонент школьного образования, инструментального сопровождения образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания. Это и ресурсы книгопечатной продукции, и демонстрационные, звуковых пособия и цифровых образовательных ресурсов. Информационный вызов предполагает использование компьютерных технологий, культуры работы с информацией. Это и применение презентаций, быстрая проверка домашней работы, быстрое компьютерное тестирование учащихся, объяснение нового материала, используя примеры предложений на слайде и т. д. Использование компьютера на уроке не является чьей-то прихотью или данью моде. Это необходимость, продиктованная временем, это не означает, что компьютерные технологии непременно необходимо применять на каждом уроке.

Ресурс времени. Самой распространенной причиной низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени на уроке на изучение содержания образовательной программы. Так ли это в действительности? Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата. 

Самое общее условие экономии времени вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае - организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не "работает" на достижение цели. 

Конечно, важны и здоровьесберегающие ресурсы: какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения. Если ребёнок готов к уроку, ему комфортно, интересно, он не поглядывает на часы через пять минут. И учителю приятно, что его работа, вечера за компьютером при подготовке к урокам не в бездонную бочку.

МОТИВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Умелая организация обучения усиливает желание учеников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, да и вообще прийти к учителю на урок. От плохой оценки знаний не прибавится, приходится «и кнутом, и пряником». Что эффективнее? Вопрос до сих пор спорный.

По направленности и содержанию мотивы могут быть: 
•    Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества). 

•    Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным). 
•    Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии). 
•    Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты). 

•    Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам). 
•    Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.). 
•    Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).

•    Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место). 

•    Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию). 

•    Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу). 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Если в традиционном обучении превалировал комбинированный урок, то в современной системе обучения учитель использует разные типы урока:

  • урок закрепления знаний;

  • урок комплексного применения знаний и умений;

  • урок обобщения и систематизации знаний и умений;

  • урок контроля оценки и коррекции знаний и умений.

  • модели нетрадиционных уроков.

Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.

Создание технологии обучения нельзя представлять как плод творческого озарения или смелого эксперимента педагога-одиночки. В лучшем случае это будет яркий педагогический опыт, а не технология обучения. Признаками результативной технологии обучения являются:
1. Системность. Технология должна обеспечивать гармонизацию целей, содержания и методической системы процесса обучения. Этот признак является результатом психолого-педагогического обоснования механизмов познавательной деятельности, общения. Он складывается на основе теоретических концепций, научных положений, на которых строится данная технология обучения.

2. Воспроизводимость. Технология должна давать гарантированный результат в условиях ее применения разными педагогами. Поэтому в технологии обучения так важны точная целевая направленность, система четких предписаний (последовательных этапов, операций, обязательных условий, которые нельзя нарушать), алгоритм контроля и получения обратной связи.

3. Определенная модель педагогического взаимодействия. Технологии, построенные на ведущей роли учителя по модели «субъект» — «объектного» взаимодействия, как правило, направлены на усвоение «готового знания» по предмету. «Субъект-субъектная» модель педагогического взаимодействия учителя и учащихся строится в технологии групповой работы и является личностно ориентированной.

 В настоящий период идет полемика в отношении ресурсов развития урока. Среди таких ресурсов обсуждается ресурс образовательных технологий. Так, В.Лизинский в своей работе «Ресурсный подход в управлении развитием школы» отмечает, что «образовательные технологии имеют свои положительные и не очень особенности». Так, образовательные технологии игнорируют воспитательную функцию по определению; образовательные технологии не учитывают индивидуальное состояние ребенка, его мучения, страдания, переживания, недомогания. Для них ребенок - синоним ученика, ученик обязан учиться, значит, знать, выполнять, соответствовать. К сожалению, большинство авторов, агрессивно внедряющих свои технологии в учебный процесс, приравнивают ученика к техническому средству, подопытному существу, которое обязано выполнять предписания в нужное время, в нужном месте, в соответствии с запланированными результатами.

Современный урок должен формировать у учащихся основные компетентности 21-го века:

  • Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.

  • Креативность и любознательность

  • Критическое и системное мышление

  • Информационная и медиа-грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.

  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; уметь сопереживать; уважать различные мнения.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Но какие бы ни совершались реформы и преобразования, главным ресурсом урока в любое время становился сам учитель. И нет такого учителя в нашей школе, который не старался бы приготовить урок интересным, полезным и, конечно, вкусным. А рецепт простой: организуй погружение в свой предмет и используй компьютерные технологии, люби детей и свой предмет, переживай за судьбу каждого ученика, учи внешним видом, делом и словом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!