СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рецензия на драму мировой литературы эпохи Барокко испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка, «Жизнь есть сон»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность драмы "Жизнь есть сон" привлекает внимание в контексте вечных ценностей духовной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рецензия на драму мировой литературы эпохи Барокко испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка, «Жизнь есть сон»»

Рецензия на драму мировой литературы эпохи Барокко испанского драматурга Педро Кальдерона де ла Барка, «Жизнь есть сон»

Самая известная и знаменитая пьеса Педро Кальдерона де ла Барка «Жизнь есть сон», выдающегося поэта и драматурга Золотого века Испании была впервые представлена публике в 1635 году. Она была создана в период расцвета мировой литературы эпохи Барокко. Смысл и стиль драмы определяет уже название, состоящее из метафоры «жизнь есть сон» и обозначает «жизненный путь человека, пройдённый за день».

Актуальность драмы «Жизнь есть сон» привлекает внимание в контексте вечных ценностей духовной жизни. Чувство чести, порядочности в отношениях с людьми, опрятности в поступках и помыслах всегда остро волновало  Кальдерона. Подробно описывается проблематика мотивов жизни-сна, которые являлись частью барочного, мировоззрения и по-прежнему остаются актуальными.

Формулировкой основного тезиса в драме стал финал пьесы, где Кальдерон ответил на самый главный вопрос пьесы «Даже самый добрый от рождения человек в заточении может стать диким зверем». Это религиозно-философская драма, где благородство и разум взяли верх над главным героем. Целью произведения было красочно показать человеческие натуры и их жизнь, а главной задачей - решить, что есть человек.

Главный герой никогда не видел свободы. С самого раннего детства его заточили в башне. Всему виной стал гороскоп, по которому королю Басилио предсказали, что сын вырастет довольно жестоким, лишит его престола, а мать - жизни. Все так и произошло. Но в один из дней, король всё же решает освободить Сехисмундо, с надеждой, что он оправдает его намерения и станет наследником престола. Но, к великому сожалению, вырванный из привычной ему среды, герой проявляет себя как настоящий зверь -жестокий, кровожадный, мстящий за свои былые унижения всем, в том числе, и родному отцу. Король не выдерживает и снова возвращает его в темницу. Когда король принимает решение отдать корону принцу Московии, народ поднимает восстание. Никто не хочет видеть во главе своей страны чужестранца. Первым делом освобождают наследника.  Принц, узнав всю правду, возглавит восстание против короля. Он не станет убивать короля, а простит его за всё, преклонить перед ним колено, тем самым нарушив пророчество. Поведёт себя как преданный и послушный сын. Теперь он понимает, что хочет быть милосердным и благоразумным монархом, а «сон» стал для него лучшим учителем.

Как важный факт можно отметить то, что содержание очень интересное и захватывает сразу, как только начинаешь читать эту поэзию. Герои живые, имеют характер, свои цели и приоритеты. Стиль автора необычен, но приятен читателю. Пьеса наполняет философским смыслом. В ней драматург наиболее полно раскрыл истинную сущность человеческого бытия и натуры. Конфликт между судьбой и долгом, человеком и природой, властью и личностью, позволяет отчетливо уяснить некоторые фундаментальные аспекты знаменитого произведения. «Жизнь есть сон» - это социальная драма, показывающая, что становление нравственного «я» возможно лишь благодаря осознанию своей ответственности перед другими.

Отличительной особенностью является скрытое дидактическое содержание в изображении жизненных приключений, а также в заключительной авторской фразе: «Никогда не исправит своей судьбы тот, кто изменяет место и не изменяет образ жизни и своих привычек».

Следует отметить недостатки аргументации по поводу фразы "Ты просто спишь и видишь сон", многократно повторяемой в тексте. Она не случайна, от нее веет архаичностью. Но сама эта ситуация нетривиальна, обычно драмы тех лет вьются вокруг любовных историй. В этой пьесе любовные истории тоже есть, но очень неотчетливые. Образуется четырехугольник, где запутана и измена, и месть, но решается это не на основе чувств, а каким-то резким царским указом, который, по мнению автора, должен оставить всех довольными. Это напоминает, как на новых российских территориях в царские времена расселяли людей. Был в этой истории и шут, но его роль тоже разочаровала меня, я ожидала его большего раскрытия и больше забавных ситуаций, с ним связанных. Драма кажется чрезвычайно пессимистичной, не открывающей спасительный выход человеку из запутанности и противоречивости жизни даже через веру. 
Отражена такая концепция: мол, жизнь - это череда сновидений, а от твоих поступков зависит тон сновидений. Устроил дебош, выбросил слугу из окна - просыпайся запертым в башне. Раскаялся - снова просыпаешься принцем.
Оригинальность идеи автора в профессионализме барочного искусства. В сюжете переплетается и музыка, и хореография, и живопись. [Сегодня, так как ожидают Меня великие победы, Да будет высшею из них Победа над самим собою.] «Победа над самим собою» — победа над предопределённой судьбой. На первый взгляд, финал пьесы гласит о том, как посрамлен дерзновенный человек (Басилио), решивший избежать предсказанного небесами события вместо того, чтобы смиренно ждать его. Но с тем же успехом можно сказать, что Кальдерон живописует фиаско суеверной личности, едва не сгубившей родного сына из-за веры в знамения.

Следует отметить, что Кальдерон обращает внимание читателя на «звенья» и «цепи». Все предрешено в судьбе человека – это отдельные «звенья», все последовательно в жизни – это «цепь» и, главное, отдельная личность не в силах отказаться от данной свыше судьбы. Мотивы жизни-сна и жизни-театра раскрываются в пьесе Кальдерона согласно сознанию и мироощущению эпохи барокко, являясь отражением господствующих взглядов, веры в иллюзорность мира, осознания краткосрочности бытия.

Пессимистичен и драматичен финал пьесы? Думается, нет. Ибо он пронизан верой автора в лучшее в человеке, и эту веру нам необходимо передавать подрастающему поколению театрального искусства.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!