СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рецензия на роман Х.Девитт "Последний самурай"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рецензия может послужить прекрасным образцом при изучении жанра рецензии на уроках русского языка и литературы в старших классах

Просмотр содержимого документа
«Рецензия на роман Х.Девитт "Последний самурай"»

«Последний самурай» – первый роман американской писательницы Хелен Дэвитт. Был написан в 2000 году и получил восторженные отзывы после публикации. В рецензии, опубликованной в The New Yorker в 2000 году, Э. С. Байетт сказала о романе: «Триумф — по-настоящему новая история и по-настоящему новая форма». Майла Голдберг, писавшая в The New York Times в том же году, сказала: «Хотя книга слишком долго преклоняется перед интеллектом, её разумность придаёт ей блеск и многообещающую силу». Однако затем книга не переиздавалась более десяти лет. В июне 2016 года издательство New Directions переиздало роман. В ретроспективных обзорах его назвали забытой современной классикой. Энн Медоуз, писавшая для Granta, назвала его лучшей книгой 2000 года. В статье, опубликованной в Нью-Йорке в 2018 году, «Последний самурай» был назван романом века. В этой статье Кристиан Лорентцен написал: ««Последний самурай» в некотором смысле является руководством к действию. Он содержит этику жизни и обучения, но также пытается рассказать своим читателям, как учиться, и показать им, что они могут научиться тому, что, как им казалось, было им не по силам».

The Guardian назвала её «странной, смелой, блестящей книгой». The Millions высказались в том же духе: «Если «Последний самурай» относится к жанру книг, которые увековечивают соблазнительную фантазию о природе интеллекта, то это лучший пример такого жанра, который я когда-либо видел».

Главные герои книги – мама и ее сын-гений. Сибилла – молодая женщина, которая могла бы сделать хорошую карьеру в области филологии, забеременела и почему-то сбежала из Америки в Лондон, где, произведя на свет сына, вынуждена еле сводить концы с концами, чтобы обеспечить себя и ребенка. Пока она зарабатывает деньги, перепечатывая старые журналы и справочники, своего сына она занимает учебой.

Людо, или полностью Людовик, – сын Сибиллы, вундеркинд. В 3 года начал осваивать игру на фортепиано. В 4 года прочитал Гомера и приступил к изучению языков, начав с греческого. Он рос и учился, постепенно овладев ивритом, японским, древнескандинавским, эскимосским, арабским, а после расширив сферу своих образовательных программ, перейдя к аэродинамике, физике твердого тела и продвинутой математике. И вот ему 11 лет, теперь в набор добавлено изучение повадок съедобных насекомых. Мужское воспитание ему заменяет фильм "Семь самураев" Акиры Куросавы, который он знает наизусть. Его цель, доказать матери, что он уже достаточно взрослый, чтобы узнать имя своего отца.Мать-одиночка Сибилла решает воспитать мужское начало в сыне на примере фильма Акиры Куросавы «Семь самураев», который сама смотрит нескончаемое количество раз. Вообще Сибилла, филолог по образованию, очень своеобразно подходит к воспитанию сына, опираясь на собственную образовательную концепцию. Сама, полная неординарности, она воспитывает в Людо гения: иностранные языки, классическая литература, математика - мальчик всё впитывает с «молодых ногтей», и для мамы это не метафора. На первый взгляд всё это выглядит, как попытки чем-то занять сына, чтобы он не мешал ей работать. А чем занять? Как человек из академической среды с потенциалом блестящего филолога, она может предложить сыну... изучение языков: японского, потому что любимый фильм "Семь самураев", и греческого, потому что Гомер. Но если вникнуть в особенности этой маленькой семьи, то станет видно, что да, это элемент воспитания. Странный, конечно, ведь с точки зрения обычного человека, воспитание – это воздействие и прежде всего личная вовлеченность, когда надо говорить, показывать примеры, объяснять, прививать нужные моральные принципы, цели и прочее, прочее, чтобы из ребенка сформировалась та личность, которая будет существовать в обществе в соответствии с принятыми нормативными моделями. А тут личность растёт очень уж самостоятельная.

На мой взгляд, знания Людо беспорядочны, но его умение воспринимать их, анализировать, делать выводы в столь малом возрасте - несомненный признак уникальности ума. Но книга не о маленьком гении и не о принципах воспитаниях гения, хотя и о них тоже. Движущая сила сюжета – поиски отца. Сибилла скрывает от сына, кто его отец, а одиннадцатилетний Людо очень хочет его найти. Не совсем подходящее слово – «найти». Биологический отец не устраивает Людо из-за низкого интеллекта, мальчик подозревает, что его гениальность – продукт другой гениальности. Вторая часть книги посвящена как раз поискам так сказать интеллектуального отца. По неоднозначной реакции материи на поступки известных и необычных людей Людо делает прогнозы на отцовство и отправляется к предполагаемому кандидату на встречу. Сами встречи очень насыщены разной информацией: семь мужчин по-своему гениальны в своей области и откровенно раскрываются перед Людо.

Интертекстуальность!!! Уже само название романа отсылает к фильму Акиры Куросавы «Семь самураев», и параллели с ним прослеживаются на протяжении всего повествования. Сибилла видит в сыне своего рода самурая, которому предстоит сражаться с миром и найти свой путь. Фильм становится для Людо одним из ключей понимания мира и своего места в нем. Эта отсылка задает тон всему роману, намекая на тему поиска себя, преодоления трудностей и значимости наставничества.

Путешествие Людо в поисках своего отца можно рассматривать как своеобразную «Одиссею». Он преодолевает различные испытания, встречает разных людей в процессе поиска отца и стремится к своей цели найти свою идентичность. Многочисленные аллюзии на «Одиссею» Гомера подчеркивает эпический характер путешествия Людо и его важность для его становления.

Дэвитт показывает, как искусство и культура могут влиять на наше восприятие мира, формировать наши ценности и помогать нам понять себя и других. Фильмы Куросавы, «Одиссея» Гомера становятся для героя ключами к пониманию мира.

Сибилла использует фильмы и книги как инструмент воспитания Людо. Она верит, что они могут дать ему необходимые знания и помочь сформировать его мировоззрение. Роман наполнен цитатами и отсылками к различным произведениям от Шекспира до современных авторов. Это создает богатый интертекстуальный фон, который отражает широту кругозора Сибиллы и её необычный подход к воспитанию. Интертекстуальность не просто украшает текст, а становится важным инструментом для создания смысла и формирования образа главного героя.

Многоязычие – важный аспект романа. Герой с ранних лет изучает разные языки, прежде всего японский и греческий, и это отражается в тексте, где встречаются фразы на греческом, японском, французском и других языках. Это подчеркивает тему культурного многообразия и поиск своего места в глобализованном мире.

Роман «Последний самурай» содержит в себе синтез следующих жанров. Произведение можно рассматривать как роман воспитания: в центре повествования взросление и становление личности Людо. Мы следим за его интеллектуальным и эмоциональном развитии, за его поисками своего места в мире и своего отца. Кроме того, Девитт активно использует постмодернистские приемы, такие как интертекстуальность, фрагментарность повествования, игра с языком и жанрами, стирание границ между иллюзией и реальностью. «Последний самурай» затрагивает множество философских вопросов, связанных с поиском смысла жизни, природы идентичности, роли искусства и культуры в формировании личности. Диалоги и размышления героев часто носят философский характер ЦИТАТА

ПРОВЕРИТЬ! В романе есть элементы автобиографичности: известно, что Хелен Девитт, как и ее главная героиня, воспитывала сына-вундеркинда и использовала нестандартные методы обучения.

Обращает на себя внимание и форма романа. И это естественно: такой необычный по содержанию роман требовал и необычной формы. Повествование разбито на множество фрагментов, которые переплетаются между собой, создавая сложную мозаичную структуру. Это отражает фрагментарность памяти и восприятие реальности главным героем – Людо. Фрагментарность повествования и нелинейность сюжета отражают фрагментарность памяти и субъективность восприятия реальности. Роман заставляет задуматься о том, как мы конструируем собственную версию прошлого и как наше восприятие формирует нашу реальность.

События в романе не представлены в хронологическом порядке. Автор постоянно переключается между разными временными пластами, заставляя читателя собирать историю по кусочкам. В романе присутствует несколько повествовательных голосов: голос Сибиллы, Людо и других персонажей. Язык романа отражает многоязычие и культурное разнообразие мира Людо.

Фрагментарность, нелинейность повествования и многоголосие требуют от читателя активного участия в процессе интерпретации текста. Читатель становится своего рода детективом, который должен собрать воедино разрозненные фрагменты и создать собственную версию истории. Все эти особенности формы романа работают вместе, создавая сложный многослойный и интеллектуально насыщенный текст, который заставляет читателя задуматься о жизни, искусстве и поиске своего места в мире.

Поиск себя – центральная тема романа. Путешествие героя – это путешествие самопознания, поиск своих корней и собственного голоса. Роман ставит под вопрос традиционные методы воспитания и образования.

Поиск Людо своего отца – это не просто поиск своего биологического родителя, но и поиск духовной связи, наставника и образца для подражания. Роман исследует сложность и многогранность отношений между отцами и детьми, а также влияние отсутствующего отца на формирование личности ребенка.

Роман «Последний самурай» напоминает в какой-то степени роман Джеймса Джойса «Улисс» (Улисс – второе имя гомеровского Одиссея). Оба романа глубоко погружают читателя во внутренний мир главных героев. В «Улиссе» мы следим за потоком сознания Леопольда Блума, а в «Последнем самурае» – за интеллектуальным и эмоциональным развитием Людо. Путешествие играет ключевую роль в произведениях: для Блума – это однодневное путешествие по Дублину, которое становится метафорой жизненного пути, для Людо – это путешествие в поисках отца, которое превращается в путешествие самопознание. Оба автора активно экспериментируют с формой романа: Джойс использует поток сознания, мифологические параллели, стилизации под разные литературные эпохи; Девитт при меняет фрагментарность, нелинейность и интертекстуальность. Произведения демонстрируют обширную эрудицию авторов многочисленными аллюзиями, отсылками к другим произведениям искусства. В обоих романах тема отцов и детей играет важную роль: Блум ищет духовного сына, а Людо – своего биологического отца. Однако при всех сходствах стиль Джойса более экспериментальный для своего времени и сложный, он использует поток сознания, сложные лингвистические конструкции и игру слов. Стиль Девитт более доступен для читателя, хотя и не лишен сложности и многослойности.

«Последний самурай» - это настоящее интеллектуальное приключение, которое требует от читателя активного участия и готовности к нестандартным литературным решениям. Девитт мастерски сплетает воедино фрагменты прошлого и настоящего, создавая захватывающую и многослойную историю о поисках идентичности, силе искусства и сложных отношениях между отцами и детьми. Роман заставляет задуматься о роли воспитания, влиянии культуры на наше восприятие мир и о том, как мы конструируем собственную реальность.

Некоторая перегруженность интертекстуальными отсылками: они могут быть не всем понятны и иногда отвлекают от основного сюжета. Я бы посоветовал этот роман любителям интеллектуальной прозы, киноманам, особенно поклонникам творчества Акиры Куросавы, тем, кто ищет глубокую и трогательную историю о поиске себя и своего места в мире.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя