СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РЕЦЕНЗИЯ учебника по биологии для VII класса С.П. Шаталовой и Т.С. Суховой. Этот учебник продолжает новую линию «Живая природа» курса биологии для основной школы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рецензия учебник по биологии для VII  класса С.П. Шаталовой  и Т.С. Суховой. Этот учебник продолжает новую линию «Живая природа» курса биологии для основной школы.

Просмотр содержимого документа
«РЕЦЕНЗИЯ учебника по биологии для VII класса С.П. Шаталовой и Т.С. Суховой. Этот учебник продолжает новую линию «Живая природа» курса биологии для основной школы.»

Новый учебник

Учебник по биологии для VII класса С.П. Шаталовой и Т.С. Суховой. Этот учебник продолжает новую линию «Живая природа» курса биологии для основной школы.

Содержание данного учебника отличается, с одной стороны, текст, написанный с позиции современных достижений науки, а с другой – ясное, доступное изложение, соответствующее возрастным особенностям учащихся 7 класса. Язык учебника – простой и лаконичный.

Построение учебного материала призвано сохранить непрерывное и постепенное развитие ведущих биологических понятий всего школьного курса на доступном данной возрастной группе уровне, используя зоологический материал.

Учебник посвящён изучению животных. Теоретический уровень книги полностью соответствует действующему государственному стандарту.

Содержание учебника включает в себя не просто знания, оно позволяет формировать у учащихся систему знаний, адаптированных к изучению с помощью методического аппарата. Учебник – ядро учебно-методического комплекса, в состав которого входят так же методическое пособие для учителя, две рабочие тетради.

Авторы предлагают альтернативный подход к изучению предмета, призванный обеспечить деятельное участие детей в учебном процессе, их сотрудничество с одноклассниками при направляющей роли учителя.

В учебнике:

  • реализуется системно-структурный принцип обучения, который создаёт условия для формирования у учащихся системного мышления;

  • материал сконцентрирован вокруг ведущих общебиологических понятий;

  • в основу положен принцип «от общего к частному», что формирует у детей широкий взгляд на жизнь;

  • предложенные методические приёмы развивают личность ребёнка;

  • представленные задания развивающего, мотивационного и закрепляющего характера.

Содержание его отличается от стандартного изложения материала в других учебниках. Акцент сделан на формирование общебиологических понятий, уникальность живого и эволюцию организмов.

Раздел «Как работать с учебником», открывающий книгу, готовит учеников к самостоятельной работе, показывает, на что нужно обратить внимание, какую информацию несут условные обозначения в тексте.

Учебник состоит из пяти разделов. В первом их них – «Системная организация животного» - говорится о клетке, как единице строения и жизнедеятельности животного организма, тканях, органе, системе органов, организме. Авторы наглядно знакомят школьников с общим планом строения и функциями разных систем органов на примере самых высокоорганизованных представителей животного мира – млекопитающих. Таблицей этой можно будет пользоваться в течение года как справочным материалом. Значение функции систем органов понадобится при изучении курса «Человек и его здоровье».

Второй раздел «Многообразие животного мира современной планеты» посвящён изучению животных, начиная от одноклеточных и заканчивая отрядом Приматы, т.е. изучается в процессе эволюции. Уделяется внимание на классификацию, среды обитания и жизнедеятельность животного. Каждая тема насыщена красочными иллюстрациями, схемами, заданиями.

При изучении типа Хордовые авторы особенную роль отводят кровеносной системе, подробно рассматривая на схеме не только круги кровообращения, но и строения сердца. Ребятам пригодится это при подготовке к единому государственному экзамену.

В третьем разделе «Изменение животного мира в процессе эволюции» описаны доказательства исторического развития животного мира, происхождение животных, освоение животными разных сред обитания . Животные, населяющие Землю, приспособлены к условиям современной планеты. Многообразие животного мира – результат эволюции.

В четвёртом разделе «Эволюционные изменения в строении и жизнедеятельности животных» раскрывается эволюционные изменения покровов тела животных, опорно – двигательной , пищеварительной, выделительной, дыхательной, кровеносной, нервной систем и процесса размножения. Следует отметить, что при изучении эволюционных изменений пищеварительной системы, авторы дают возможность наглядно на схеме посмотреть этапы процессов пищеварения. Органы дыхания животных, обитающих в разных средах, представленные в таблице, тоже заслуживают внимания.

Пятый раздел «Особенности жизнедеятельности животных в разных средах обитания» посвящён условиям существования, движению, способам питания, совместному обитанию животных разных видов.

В заключении рассматривается значение животных в жизни человека и роль животных на современной планете.

Учебник снабжён подробно разработанным методическим аппаратом. Каждый параграф предваряется вводной информацией, ориентирующей учащихся в научном, мировоззренческом и практическом значении материала, который излагается далее. В конце параграфа, помимо контрольных вопросов, приводятся ключевые слова. Деление параграфов на пункты, обозначение биологических терминов курсивом активизирует внимание учащихся при работе с текстом, создаёт условия для формирования у них умений выделять главное.

Условные обозначения, содержащиеся в книге, помогают не только разнообразить формы организации работы с информацией, заложенной в тексте, рисунках, схемах, но и значительно ускорить процесс познавательной деятельности учащихся.

Каждый раздел знаний завершается обобщающим уроком. Часть необходимой информации перенесена в рисунки, в практические и лабораторные работы. Каждая лабораторная работа имеет чёткую структуру: целевой компонент, необходимое оборудование, алгоритм выполнения, вопросы и выводы.

Обобщающие уроки в конце тематических разделов позволяют обобщать и повторять материал, что помогает его лучшему усвоению и осознанию. Задания для самоконтроля способствуют самостоятельному контролю знаний со стороны учащихся. Словарь терминов, приведенных в конце книги, позволяет легко ориентироваться в материале и уточнять понятия по мере их развития, имеются определительные карточки видов птиц.

Учебник не только соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования, но и является информативным и интересным учебным пособием для школьников.



Фельде Э.А. учитель биологии МБОУ «Южно – Александровская СОШ № 5» Иланского района, Красноярского края


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!