Просмотр содержимого документа
«Революция в рассказе «Дракон» Е. Замятина»
Евгений замятин. Биография
- Родился 20 января 1884 г. в городе Лебедянь Тамбовской губернии. Отец – православный священник, мать – пианистка. С 1893 по 1896 гг. посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии, которую в 1902 г. окончил с золотой медалью.
- В этом же году записался из упрямства на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института.
Биография
- Принимал участие в революционном движении 1905 г., состоял одно время членом РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия).
- Несколько месяцев сидел в одиночном заключении в Петербурге.
- В начале 1906 г. был выслан на родину.
- С лета 1906 до 1911 гг. жил в Петербурге на нелегальном положении, в 1911 г. был опять выслан, в 1913 г. амнистирован.
- В марте 1916 г. уезжает в Англию, где работает по своей специальности, строит крупные ледоколы. В Россию возвращается осенью после Октябрьской революции читает лекции по литературе в студии «Дома искусств», состоит членом редколлегии «Всемирной литературы», работает в издательстве Гржебина, в журналах «Дом искусств», «Современный Запад», «Записки мечтателей».
Творчество
- Литературный дебют Замятина, рассказ «Один», был почти не замечен критикой. Евгений Иванович впоследствии был невысокого мнения о своем первом произведении.
- Далее последовали «Уездное» (написано в Лахте под Петербургом), сатирическая повесть «На куличках» (создана в Николаеве) и ряд рассказов. О Замятине шумно заговорила критика, его имя ставили рядом с Горьким, Пришвиным, Буниным, Куприным.
- Повесть «На куличках» вызвала гнев цензуры, увидевшей в ней только унижение и оскорбление русского офицерства. Решением Петербургского окружного суда тираж номера журнала «Заветы» был арестован, а Замятин выслан на Север.
Биография и творчество
- За границей были напечатаны переводы романа «Мы», представлявшего собой пародию на социалистическое общество. Эта «контрреволюционная вылазка» писателя становится осенью 1929 г. известной советской общественности и вызывает ее глубокое возмущение. В результате широко развернувшейся дискуссии о политических обязанностях советского писателя демонстративно выходит из Всероссийского союза писателей.
- Следствием публикации романа «Мы» и последовавшего давления на Замятина стало решение писателя временно покинуть СССР. С 1932 г., оставаясь советским гражданином, Замятин жил в Париже.
- Роман вышел в свет после смерти автора в 1938 г. в Париже, в России – в 1988 г. Постепенно отношение к Замятину на родине улучшалось, в 1934 г. он был принят в Союз писателей СССР. Но вернуться домой писателю не было суждено, он умер в Париже в 1937 г.
Октябрьская революция 1917 г.
Цели:
- Построение более справедливого общества, нежели капиталистическое
- Искоренение эксплуатации человека человеком
- Равенство людей в правах и обязанностях
- Борьба против войн
- Мировая социалистическая революция
Октябрьская революция 1917 г.
Лозунги:
- «Власть – Советам»
- «Мир – народам»
- «Земля – крестьянам»
- «Фабрики – рабочим»
Причины:
- Экономические трудности, испытываемые Россией из-за участия во Первой мировой войне
- Огромные людские потери от того же
- Неудачно складывающиеся дела на фронтах
Из письма е. замятина И. В. сталину:
«Я знаю, что у меня есть неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».
Какая правда в революции? Как выглядит новый человек?
Революция в рассказе «дракон» Е. Замятина
Сюжет рассказа «Дракон» Е. ЗАмятина
Место фрагмента в тексте
Повороты сюжета, образы, слова, художественные детали и др.
«Ожидаемое»
Место действия (экспозиция)
«Неожиданное»
Главный герой (портрет)
Развитие действия (диалог)
Кульминация (воробьёныш)
Развязка
Образ в произведении
- Конкретен ли образ?
- С помощью чего он достигается?
Орнаментальная проза
- — стилевое явление, которое связано с организацией прозаического текста по законам текста поэтического: сюжет (цепь событий в произведении) как способ организации повествования уходит на второй план , наибольшее значение обретают повторы образов , лейтмотивов (основная тема), ритм , метафоры (скрытые сравнения), ассоциации .
- Слово становится самоценным, обретает множество метафорических значений.
Образы, несущие аллегорические значения в рассказе «Дракон» Е. Замятина
№
Образы
1.
№
2.
3.
Аллегорическое значение
1.
4.
2.
3.
5.
4.
6.
5.
7.
6.
7.
- Аллегория – иносказание, выражение чего-нибудь отвлечённого, какой-нибудь мысли, идеи в конкретном образе.
- Лисица – аллегория хитрого человека.
- Туманный Альбион – аллегорическое название Англии.
- Голубь – аллегорический символ мира.
Революция и новый человек
- Какую правду увидел Евгений Замятин в революции?
- Каков взгляд писателя на новую действительность и образ нового человека?
- Можем ли мы сказать, что Замятин предсказывал катастрофу?
В чем проявилось мастерство автора произведения?
«Мастерство Евгения Замятина в том, что…»
Домашнее задание
- Найти определение слову концептуальность.
- Привести примеры концептуального искусства (живопись, скульптура, архитектура, литература, музыка и т.д.)