СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Революционная ситуация в России 1917 года

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе 

Просмотр содержимого документа
«Революционная ситуация в России 1917 года»

История России. 10 класс Революционная ситуация в России 1917 г. Михайлова Надежда Михайловна

История России. 10 класс

Революционная ситуация в России 1917 г.

Михайлова Надежда Михайловна

Революционная ситуация –  это кризисная политическая обстановка, которая предшествует революции. Характеризуется массовым революционным возбуждением и включением широких слоёв населения в активную борьбу против существующего строя. В.И. Ленин в своих работах ввел понятие «революционная ситуация» и указал следующие главные признаки революционной ситуации Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Революционная ситуация –  это кризисная политическая обстановка, которая предшествует революции. Характеризуется массовым революционным возбуждением и включением широких слоёв населения в активную борьбу против существующего строя.

В.И. Ленин в своих работах ввел понятие «революционная ситуация» и указал следующие главные признаки революционной ситуации

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки революционной ситуации Объективные признаки Когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому. Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство, вследствие кризиса власти. «Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется ещё, чтобы «верхи не могли» жить по-старому». Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов. 3. Значительное повышение революционной активности народных масс.

Признаки революционной ситуации

Объективные признаки

  • Когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому. Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство, вследствие кризиса власти. «Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется ещё, чтобы «верхи не могли» жить по-старому».
  • Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.

3. Значительное повышение революционной активности народных масс.

Признаки революционной ситуации 1. Кризиса власти Николай II не давал право IV Думе на формирование кабинета министров «из лиц, пользующихся общественным доверием». Николай II возложил на себя обязанности Верховного главнокомандующего и уехал в Ставку в Могилев. Управление страной легло на императрицу Александру Федоровну, попавшую под влияние Г. Распутина. Отношение к

Признаки революционной ситуации

1. Кризиса власти

  • Николай II не давал право IV Думе на формирование кабинета министров «из лиц, пользующихся общественным доверием».
  • Николай II возложил на себя обязанности Верховного главнокомандующего и уехал в Ставку в Могилев.
  • Управление страной легло на императрицу Александру Федоровну, попавшую под влияние Г. Распутина. Отношение к "человеку Божьему" значило для императрицы и лояльность к императорской фамилии, и залог будущей успешной деятельности чиновника.

Главными аргументами против назначения военным министром А. А. Поливанова и обер-прокурором Святейшего Синода А.Д. Самарина было то, что они выступали против Г.Е. Распутина. "Не враг ли он нашего Друга, что всегда приносит несчастье?" и "он будет работать против нас, раз он против Гр. ", - писала императрица мужу. 

Признаки революционной ситуации 1. Кризиса власти 4. В стране началась «министерская чехарда» - частая и безрезультатная смена министров (за 4 года войны - 6 министров военных дел). 5. В стране царили взяточничество, казнокрадство, продажность. 6. Насущные вопросы в стране не решались: аграрный, рабочий, национальный, политический.

Признаки революционной ситуации

1. Кризиса власти

4. В стране началась «министерская чехарда» - частая и безрезультатная смена министров (за 4 года войны - 6 министров военных дел).

5. В стране царили взяточничество, казнокрадство, продажность.

6. Насущные вопросы в стране не решались: аграрный, рабочий, национальный, политический.

Признаки революционной ситуации 1. Кризиса власти Активизировали свою деятельность политические партии, которые стали легальными после Первой российской революции 1905-1907 гг. По целям и методам их деятельности, партии делились на три типа: либеральные, социал-демократические и консервативные. Представителями либерального движения являлись кадеты (конституционные демократы) во главе с Павлом Милюковым, а также октябристы («Союз 17 октября»), лидером которых являлся Александр Гучков. Социал-демократию представляли эсеры (социалисты-революционеры) во главе с Виктором Черновым и РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). РСДРП в 1903 раскололась на два лагеря: большевиков во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным) и меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Консервативное движение представляли различные монархические партии. Все перечисленные партии имели свои программы, которые различались основательно, и все они стремились к изменениям в государстве.

Признаки революционной ситуации

1. Кризиса власти

Активизировали свою деятельность политические партии, которые стали легальными после Первой российской революции 1905-1907 гг. По целям и методам их деятельности, партии делились на три типа: либеральные, социал-демократические и консервативные. Представителями либерального движения являлись кадеты (конституционные демократы) во главе с Павлом Милюковым, а также октябристы («Союз 17 октября»), лидером которых являлся Александр Гучков. Социал-демократию представляли эсеры (социалисты-революционеры) во главе с Виктором Черновым и РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). РСДРП в 1903 раскололась на два лагеря: большевиков во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным) и меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Консервативное движение представляли различные монархические партии. Все перечисленные партии имели свои программы, которые различались основательно, и все они стремились к изменениям в государстве.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки революционной ситуации Четвертая государственная дума 1912-1917 годы. Оппозиция к власти, непримиримые противоречия, кризис 1. Кризиса власти РСДРП, Трудовики, Кадеты, беспартийные, национальные объединения (поляки, мусульмане…), октябристы, центристы/националисты

Признаки революционной ситуации

Четвертая государственная дума 1912-1917 годы. Оппозиция к власти, непримиримые противоречия, кризис

1. Кризиса власти

РСДРП, Трудовики, Кадеты, беспартийные, национальные объединения (поляки, мусульмане…), октябристы, центристы/националисты

Признаки революционной ситуации 2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов. «Мир во чтобы то ни стало, развязать войну, значило развязать силы революции!»  П.А. Столыпин Фактор, ускоривший революцию – участие России в Первой мировой войне. Хозяйственный кризис Милитаризация экономики Безработица Ухудшение материального положения трудящихся Инфляция Голод Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Признаки революционной ситуации

2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.

«Мир во чтобы то ни стало, развязать войну, значило развязать силы революции!»

П.А. Столыпин

Фактор, ускоривший революцию – участие России в Первой мировой войне.

Хозяйственный кризис

Милитаризация экономики

Безработица

Ухудшение материального положения трудящихся

Инфляция

Голод

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Голод угрожал армии. В декабре 1916 года состоялось совещание в Ставке под председательством Николая II. «На этом совещании выяснилось, что дело продовольствия войск в будущем должно значительно ухудшиться… – писал А. А. Брусилов. – Нам не объясняли причин расстройства народного хозяйства, но нам говорили, что этому бедственному положению помочь нельзя». Пока же солдатам в окопах вместо 3 фунтов хлеба в день стали давать 2 фунта, а в прифронтовой полосе – 1,5 фунта. Лошади почти не получали овса и находились в истощенном состоянии, поэтому артиллерия потеряла мобильность, и армия уже не могла наступать. В случае отступления такое положение должно было привести к потере артиллерии и обозов. Поражения России на фронте, значительные людские потери и усталость населения России от войны Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Голод угрожал армии. В декабре 1916 года состоялось совещание в Ставке под председательством Николая II. «На этом совещании выяснилось, что дело продовольствия войск в будущем должно значительно ухудшиться… – писал А. А. Брусилов. – Нам не объясняли причин расстройства народного хозяйства, но нам говорили, что этому бедственному положению помочь нельзя».

Пока же солдатам в окопах вместо 3 фунтов хлеба в день стали давать 2 фунта, а в прифронтовой полосе – 1,5 фунта. Лошади почти не получали овса и находились в истощенном состоянии, поэтому артиллерия потеряла мобильность, и армия уже не могла наступать. В случае отступления такое положение должно было привести к потере артиллерии и обозов.

Поражения России на фронте, значительные людские потери и усталость населения России от войны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В декабре 1916 года накопившееся недовольство солдатских масс, наконец, прорвалось в массовых выступлениях непосредственно на фронте. В ходе Митавской операции 23-29 декабря отказался идти в атаку 17 пехотный полк, затем к нему присоединились еще несколько полков, волнения охватили части трех корпусов и десятки тысяч солдат. Командующий Юго-Западным фронтом А. А. Брусилов писал: «Можно сказать, что к февралю 1917 года вся армия… была подготовлена к революции» .  Генерал А. М. Крымов говорил председателю Думы М. В. Родзянко незадолго до Февральской революции: «Армия в течение зимы может просто покинуть окопы и поле сражения. Таково грозное, все растущее настроение в полках» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В декабре 1916 года накопившееся недовольство солдатских масс, наконец, прорвалось в массовых выступлениях непосредственно на фронте. В ходе Митавской операции 23-29 декабря отказался идти в атаку 17 пехотный полк, затем к нему присоединились еще несколько полков, волнения охватили части трех корпусов и десятки тысяч солдат.

Командующий Юго-Западным фронтом А. А. Брусилов писал: «Можно сказать, что к февралю 1917 года вся армия… была подготовлена к революции» .

Генерал А. М. Крымов говорил председателю Думы М. В. Родзянко незадолго до Февральской революции: «Армия в течение зимы может просто покинуть окопы и поле сражения. Таково грозное, все растущее настроение в полках»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В начале 1917 года речь шла уже не о росте цен, а об отсутствии хлеба. Московский городской голова М. В. Челноков послал председателю Совета министров четыре телеграммы, предупреждая, что нехватка продовольствия «угрожает вызвать в ближайшие дни хлебный голод, последствием чего явится острое недовольство и волнения со стороны населения столицы» Середина февраля 1917г. в Петрограде перебои с подвозом хлеба. Возле булочных «хвосты» Французский посол М. Палеолог: «Сегодня я был поражён злым выражением, которое я читал на лицах бедных людей, стоявших в хвосте. Из них большинство провела там ночь». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В начале 1917 года речь шла уже не о росте цен, а об отсутствии хлеба. Московский городской голова М. В. Челноков послал председателю Совета министров четыре телеграммы, предупреждая, что нехватка продовольствия «угрожает вызвать в ближайшие дни хлебный голод, последствием чего явится острое недовольство и волнения со стороны населения столицы»

Середина февраля 1917г. в Петрограде перебои с подвозом хлеба. Возле булочных «хвосты»

Французский посол М. Палеолог: «Сегодня я был поражён злым выражением, которое я читал на лицах бедных людей, стоявших в хвосте. Из них большинство провела там ночь».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов. Продовольственные проблемы, которые возникли в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в  1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки.  Продразвёрстка - (сокращение от словосочетания «продовольственная развёрстка») — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы хлеба по государственным ценам. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.

Продовольственные проблемы, которые возникли в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки.

Продразвёрстка - (сокращение от словосочетания «продовольственная развёрстка») — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы хлеба по государственным ценам.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов. Но это не дало результатов, так как помещики всячески саботировали указы правительства, прятали хлеб, чтобы позже продать его по выгодной цене. В свою очередь крестьяне также не хотели продавать хлеб за обесцененные бумажные деньги. В Москве и Петрограде были введены продуктовые карточки. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.

Но это не дало результатов, так как помещики всячески саботировали указы правительства, прятали хлеб, чтобы позже продать его по выгодной цене. В свою очередь крестьяне также не хотели продавать хлеб за обесцененные бумажные деньги.

В Москве и Петрограде были введены продуктовые карточки.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Значительное повышение революционной активности народных масс Из-за недостатка топлива в Петрограде уже в декабре 1916 г. было остановлено производство на 80 предприятиях. В 1917 г. недовольство народа усилилось: перебои в поставке продовольствия в столицу привели к началу погромов хлебных лавок. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Забастовки были и раньше. Общая численность бастующих в январе 1917 г. уже составила более 350 тыс. человек. Бастовали и военные заводы (Обуховский и «Арсенал»). С середины февраля революционные выступления уже не прекращались, а забастовки сменялись митингами, митинги – демонстрациями. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Значительное повышение революционной активности народных масс

Из-за недостатка топлива в Петрограде уже в декабре 1916 г. было остановлено производство на 80 предприятиях. В 1917 г. недовольство народа усилилось: перебои в поставке продовольствия в столицу привели к началу погромов хлебных лавок. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе.

Забастовки были и раньше. Общая численность бастующих в январе 1917 г. уже составила более 350 тыс. человек. Бастовали и военные заводы (Обуховский и «Арсенал»). С середины февраля революционные выступления уже не прекращались, а забастовки сменялись митингами, митинги – демонстрациями.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Значительное повышение революционной активности народных масс  В начале 1917 г. уровень стачечного движения достиг небывалой высоты. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Значительное повышение революционной активности народных масс

В начале 1917 г. уровень стачечного движения достиг небывалой высоты.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Возникновение революционной ситуации свидетельствует только о возможности революции. Не всякая революционная ситуация приводит к революции. Так, события 1859–1861 годов и 1879–80 годов в России; в 1923 году в Германии и многие другие не переросли в революции. Для успеха революции недостаточно объективных условий. Необходима и зрелость субъективного фактора — сознательность и организованность масс, готовность их к борьбе за новый строй, сплочённость вокруг опытного революционного авангарда. Субъективный признак Способность революционного класса на революционные действия и наличие руководящей силы в лице революционной партии. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Возникновение революционной ситуации свидетельствует только о возможности революции. Не всякая революционная ситуация приводит к революции. Так, события 1859–1861 годов и 1879–80 годов в России; в 1923 году в Германии и многие другие не переросли в революции. Для успеха революции недостаточно объективных условий. Необходима и зрелость субъективного фактора — сознательность и организованность масс, готовность их к борьбе за новый строй, сплочённость вокруг опытного революционного авангарда.

Субъективный признак

Способность революционного класса на революционные действия и наличие руководящей силы в лице революционной партии.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 1. Вставьте пропущенные слова 1) В 1914-1917 гг. территория Российской империи делилась на 78 ________ . 2) Продовольственные проблемы, которые возникли в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной __________. 3) ___________– это кризисная политическая обстановка, которая предшествует революции. Характеризуется массовым революционным возбуждением и включением широких слоёв населения в активную борьбу против существующего строя. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

1. Вставьте пропущенные слова

1) В 1914-1917 гг. территория Российской империи делилась на 78 ________ .

2) Продовольственные проблемы, которые возникли в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной __________.

3) ___________– это кризисная политическая обстановка, которая предшествует революции. Характеризуется массовым революционным возбуждением и включением широких слоёв населения в активную борьбу против существующего строя.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 2. Примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу) – это товарное хозяйство натуральное хозяйство 3) кооперативное хозяйство 4) монопольное хозяйство Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

2. Примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу) – это

  • товарное хозяйство
  • натуральное хозяйство

3) кооперативное хозяйство

4) монопольное хозяйство

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление 3. Приведите в соответствие Лидер Партия А) А. Гучков 1. Кадеты Б) В. Ульянов (Ленин) 2. Меньшевики Г) Ю. Мартов 3. Союз 17 октября Д) Милюков 4. РСДРП(б) 4. В донесении начальника Кронштадтского гарнизона в октябре 1916 года, особо отмечалось, что на подавление беспорядков войсками рассчитывать нельзя ввиду их ненадежности. Какие выводы о состоянии общества, власти и армии можно сделать?   Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление

3. Приведите в соответствие

Лидер

Партия

А) А. Гучков

1. Кадеты

Б) В. Ульянов (Ленин)

2. Меньшевики

Г) Ю. Мартов

3. Союз 17 октября

Д) Милюков

4. РСДРП(б)

4. В донесении начальника Кронштадтского гарнизона в октябре 1916 года, особо отмечалось, что на подавление беспорядков войсками рассчитывать нельзя ввиду их ненадежности. Какие выводы о состоянии общества, власти и армии можно сделать?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

0,1 Закрепление О чем говорят цифры? 0,7 2,2 0,9 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

0,1

Закрепление

О чем говорят цифры?

0,7

2,2

0,9

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание Записи в тетради По желанию сообщения: Г. Распутин, В. И. Ленин Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

Записи в тетради

По желанию сообщения:

Г. Распутин, В. И. Ленин

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!