История России. 10 класс
Революционная ситуация в России 1917 г.
Михайлова Надежда Михайловна
Революционная ситуация – это кризисная политическая обстановка, которая предшествует революции. Характеризуется массовым революционным возбуждением и включением широких слоёв населения в активную борьбу против существующего строя.
В.И. Ленин в своих работах ввел понятие «революционная ситуация» и указал следующие главные признаки революционной ситуации
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Признаки революционной ситуации
Объективные признаки
- Когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят жить по-старому. Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство, вследствие кризиса власти. «Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется ещё, чтобы «верхи не могли» жить по-старому».
- Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.
3. Значительное повышение революционной активности народных масс.
Признаки революционной ситуации
1. Кризиса власти
- Николай II не давал право IV Думе на формирование кабинета министров «из лиц, пользующихся общественным доверием».
- Николай II возложил на себя обязанности Верховного главнокомандующего и уехал в Ставку в Могилев.
- Управление страной легло на императрицу Александру Федоровну, попавшую под влияние Г. Распутина. Отношение к "человеку Божьему" значило для императрицы и лояльность к императорской фамилии, и залог будущей успешной деятельности чиновника.
Главными аргументами против назначения военным министром А. А. Поливанова и обер-прокурором Святейшего Синода А.Д. Самарина было то, что они выступали против Г.Е. Распутина. "Не враг ли он нашего Друга, что всегда приносит несчастье?" и "он будет работать против нас, раз он против Гр. ", - писала императрица мужу.
Признаки революционной ситуации
1. Кризиса власти
4. В стране началась «министерская чехарда» - частая и безрезультатная смена министров (за 4 года войны - 6 министров военных дел).
5. В стране царили взяточничество, казнокрадство, продажность.
6. Насущные вопросы в стране не решались: аграрный, рабочий, национальный, политический.
Признаки революционной ситуации
1. Кризиса власти
Активизировали свою деятельность политические партии, которые стали легальными после Первой российской революции 1905-1907 гг. По целям и методам их деятельности, партии делились на три типа: либеральные, социал-демократические и консервативные. Представителями либерального движения являлись кадеты (конституционные демократы) во главе с Павлом Милюковым, а также октябристы («Союз 17 октября»), лидером которых являлся Александр Гучков. Социал-демократию представляли эсеры (социалисты-революционеры) во главе с Виктором Черновым и РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). РСДРП в 1903 раскололась на два лагеря: большевиков во главе с Владимиром Ульяновым (Лениным) и меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Консервативное движение представляли различные монархические партии. Все перечисленные партии имели свои программы, которые различались основательно, и все они стремились к изменениям в государстве.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Признаки революционной ситуации
Четвертая государственная дума 1912-1917 годы. Оппозиция к власти, непримиримые противоречия, кризис
1. Кризиса власти
РСДРП, Трудовики, Кадеты, беспартийные, национальные объединения (поляки, мусульмане…), октябристы, центристы/националисты
Признаки революционной ситуации
2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.
«Мир во чтобы то ни стало, развязать войну, значило развязать силы революции!»
П.А. Столыпин
Фактор, ускоривший революцию – участие России в Первой мировой войне.
Хозяйственный кризис
Милитаризация экономики
Безработица
Ухудшение материального положения трудящихся
Инфляция
Голод
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Голод угрожал армии. В декабре 1916 года состоялось совещание в Ставке под председательством Николая II. «На этом совещании выяснилось, что дело продовольствия войск в будущем должно значительно ухудшиться… – писал А. А. Брусилов. – Нам не объясняли причин расстройства народного хозяйства, но нам говорили, что этому бедственному положению помочь нельзя».
Пока же солдатам в окопах вместо 3 фунтов хлеба в день стали давать 2 фунта, а в прифронтовой полосе – 1,5 фунта. Лошади почти не получали овса и находились в истощенном состоянии, поэтому артиллерия потеряла мобильность, и армия уже не могла наступать. В случае отступления такое положение должно было привести к потере артиллерии и обозов.
Поражения России на фронте, значительные людские потери и усталость населения России от войны
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В декабре 1916 года накопившееся недовольство солдатских масс, наконец, прорвалось в массовых выступлениях непосредственно на фронте. В ходе Митавской операции 23-29 декабря отказался идти в атаку 17 пехотный полк, затем к нему присоединились еще несколько полков, волнения охватили части трех корпусов и десятки тысяч солдат.
Командующий Юго-Западным фронтом А. А. Брусилов писал: «Можно сказать, что к февралю 1917 года вся армия… была подготовлена к революции» .
Генерал А. М. Крымов говорил председателю Думы М. В. Родзянко незадолго до Февральской революции: «Армия в течение зимы может просто покинуть окопы и поле сражения. Таково грозное, все растущее настроение в полках»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
В начале 1917 года речь шла уже не о росте цен, а об отсутствии хлеба. Московский городской голова М. В. Челноков послал председателю Совета министров четыре телеграммы, предупреждая, что нехватка продовольствия «угрожает вызвать в ближайшие дни хлебный голод, последствием чего явится острое недовольство и волнения со стороны населения столицы»
Середина февраля 1917г. в Петрограде перебои с подвозом хлеба. Возле булочных «хвосты»
Французский посол М. Палеолог: «Сегодня я был поражён злым выражением, которое я читал на лицах бедных людей, стоявших в хвосте. Из них большинство провела там ночь».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.
Продовольственные проблемы, которые возникли в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки.
Продразвёрстка - (сокращение от словосочетания «продовольственная развёрстка») — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленная на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы хлеба по государственным ценам.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетённых классов.
Но это не дало результатов, так как помещики всячески саботировали указы правительства, прятали хлеб, чтобы позже продать его по выгодной цене. В свою очередь крестьяне также не хотели продавать хлеб за обесцененные бумажные деньги.
В Москве и Петрограде были введены продуктовые карточки.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Значительное повышение революционной активности народных масс
Из-за недостатка топлива в Петрограде уже в декабре 1916 г. было остановлено производство на 80 предприятиях. В 1917 г. недовольство народа усилилось: перебои в поставке продовольствия в столицу привели к началу погромов хлебных лавок. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе.
Забастовки были и раньше. Общая численность бастующих в январе 1917 г. уже составила более 350 тыс. человек. Бастовали и военные заводы (Обуховский и «Арсенал»). С середины февраля революционные выступления уже не прекращались, а забастовки сменялись митингами, митинги – демонстрациями.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Значительное повышение революционной активности народных масс
В начале 1917 г. уровень стачечного движения достиг небывалой высоты.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Возникновение революционной ситуации свидетельствует только о возможности революции. Не всякая революционная ситуация приводит к революции. Так, события 1859–1861 годов и 1879–80 годов в России; в 1923 году в Германии и многие другие не переросли в революции. Для успеха революции недостаточно объективных условий. Необходима и зрелость субъективного фактора — сознательность и организованность масс, готовность их к борьбе за новый строй, сплочённость вокруг опытного революционного авангарда.
Субъективный признак
Способность революционного класса на революционные действия и наличие руководящей силы в лице революционной партии.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
1. Вставьте пропущенные слова
1) В 1914-1917 гг. территория Российской империи делилась на 78 ________ .
2) Продовольственные проблемы, которые возникли в результате общего развала экономики, вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной __________.
3) ___________– это кризисная политическая обстановка, которая предшествует революции. Характеризуется массовым революционным возбуждением и включением широких слоёв населения в активную борьбу против существующего строя.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
2. Примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу) – это
- товарное хозяйство
- натуральное хозяйство
3) кооперативное хозяйство
4) монопольное хозяйство
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Закрепление
3. Приведите в соответствие
Лидер
Партия
А) А. Гучков
1. Кадеты
Б) В. Ульянов (Ленин)
2. Меньшевики
Г) Ю. Мартов
3. Союз 17 октября
Д) Милюков
4. РСДРП(б)
4. В донесении начальника Кронштадтского гарнизона в октябре 1916 года, особо отмечалось, что на подавление беспорядков войсками рассчитывать нельзя ввиду их ненадежности. Какие выводы о состоянии общества, власти и армии можно сделать?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
0,1
Закрепление
О чем говорят цифры?
0,7
2,2
0,9
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
Записи в тетради
По желанию сообщения:
Г. Распутин, В. И. Ленин
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»